ЯЗЫЧЕСТВО
(отцерк.-слав. языцы
-народы, иноземцы), обозначение нехристианских, в широком смысле-политеистич.
религий (см. Политеизм, Теизм) в лит-ре христ. народов. Боги Я.
олицетворяли стихии природы: др.-греч. Зевс, инд. Индра, кельт.
Таранас, сканд. Тор, балт. Перкунас, слав. Перун - громовержцы,
боги неба; др.-греч. Гелиос, егип. Ра, слав. Дажбог -
боги
солнца; др.-греч. Нептун, инд. Варуна - боги вод и т. п. Наряду
с ними почитались низшие демоны, духи лесов, источников - нимфы, дриады,
леший, водяной и т. п. Суть языч. культов - магическое воздействие
на природу. Циклы постоянного возрождения природы, биол. и хоз. жизни коллектива
(рода, общины) в представлении язычников были взаимосвязаны. Поэтому "календарные"
с.-х. праздники включали также "семейные" торжества - свадебные обряды,
пиршества и т. п. Языч. (антич. и др.) культы сменялись т. н. мировыми
религиями (см. Христианство, Ислам, Буддизм).
Родо-плем. культы не удовлетворяли
идеологии развитого классового общества. В Киевской Руси попытка
кн. Владимира Святославича создать общегос. языч. пантеон (980)
не удалась, что привело к крещению Руси в 988-989. Центрами новой
религии стали города, в деревнях (по археол. данным) языч. обряд погребения
под курганами сменился христианским к 13 в. Языч. боги в нар. верованиях
персонифицировались христ. святыми (Перун - Ильёй Пророком, Белее, покровитель
скота - Власием и т. д.), но сохранилась вера в домовых, леших и
т. п. Я. было вытеснено офиц. религией в область народной культуры: соблюдение
христ. обрядности (церк. службы, посты и т. п.) сочеталось с общинным отправлением
аграрных культов, участием в пирах и игрищах, с к-рыми боролись ср.-век.
церковники, объявлявшие также языческими и различные формы иск-ва и народного
творчества. С др. стороны, церковь включила в число христианских главные
языч. праздники, чтобы подчинить своему влиянию общинные культы (см., напр.,
Масленица,
Карнавал). Сложившееся т. о. "двоеверие" сохранялось до нач. 20 в.
Лит.: Аничков Е. В., Язычество
и Древняя Русь, СПБ, 1914; Пропп В. Я., Русские аграрные праздники, [Л.],
1963; Рыбаков Б. А., Языческое мировоззрение русского средневековья, "Вопросы
истории", 1974, Jsfe 1; Носова Г. А., Язычество в православии, М., 1975.
В.
П.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я