ЯКОРЬ
судовой, устройство для
удержания судна и др. плавучих средств при стоянке на открытой воде. Подразделяются
на судовые и спец. назначения. Я. должен быть прочным, простым в обращении,
обеспечивать надёжное сцепление (хорошо держать) с любым грунтом. Характеризуются
Я. т. н. держащей силой- силой, к-рую необходимо приложить к единице веса
Я., чтобы выдернуть его из грунта, когда веретено горизонтально. Держащая
сила зависит от конструкции, веса Я., рода грунта.
Первые Я. появились более 4 тыс. лет
назад и представляли собой камень, привязанный к верёвке (якорный камень).
Прототип наиболее распространённого в эпоху парусного флота Я. (т. н. адмиралтейского)
появился около 3 тыс. лет назад (сначала был деревянным). Действует следующим
образом (рис. 1): Я. ложится на грунт нижним концом веретена (пяткой) и
одним концом штока; при попытке протащить Я. по дну шток ложится на дно,
а одна из лап зарывается в грунт. Якоря этой конструкции надёжны, обладают
хорошей держащей силой (6-12 кгс на 1 кгс веса Я.). Однако
из-за специфики конструкции (шток и лапы расположены во взаимно перпендикулярных
плоскостях) отдача адмиралтейского Я. и его крепление на судне представляют
собой сложную задачу. Из-за этого такой Я. часто служил причиной аварий
как самого судна, так и судов, проходящих над ним.
Развитие флота, особенно увеличение
размеров судов, потребовало создания конструкций Я., удобных в обращении
и обладающих повышенной держащей силой. Практически все Я. изготовляются
с поворотными лапами и без штока. Наиболее удачные и, следовательно, наиболее
распространённые конструкции Я. (рис. 2) разработаны англичанином Холлом,
американцами Болдтом, Байерсом, немцем Хейном (конструкция изменена по
просьбе нем. фирмы "Грюзон"). Хорошо зарекомендовал себя якорь конструкции
сов. инж. И. Р. Матросова, держащая сила якоря американца Дэнфорда достигает
200 и более. Масса самого крупного в мире Я. 27,2 т (США, 1954).
Совр. Я. изготовляют из стали литыми или сварными.
Для плавучих маяков, якорных бочек,
земснарядов и др. сооружений, нуждающихся в длит, стоянке, используют мёртвые
Я. разнообразных конструкций (рис. 3). Наиболее удачным считается Я., предложенный
англ, гидротехником Митчеллом. В особых ситуациях применяют Я. спец. назначения
(рис. 4). Плавучие Я. предназначены для малых судов для уменьшения их дрейфа.
Простейший из них - парусиновый конус. В условиях ледового плавания используют
ледовые Я., обычно однорогие,- их просто зацепляют за край щели или лунки,
вырубленной во льду. Я. спец. назначения весьма разнообразны по конструкции
и массе, бывают многорогие (напр., "кошка") и безрогие.
Лит.: Скрягин Л. Н., Книга о
якорях, М., 1973.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я