ЯМБ
(греч. iambos), 1) в метрич.
стихосложении - стопа длиною в три моры, состоящая из краткого и
долгого слогов (с нек-рыми вариациями); наиболее употребителен был "ямбич.
триметр" - 6-стопный Я. антич. трагедий и комедий. 2) В силлабо-тонич.
стихосложении - стопа длиною в два слога с сильным местом на втором; в
рус. Я. слабые места заполняются обязательно-безударными слогами (), сильные
- необязательно-безударными слогами ( X ), последнее сильное место - обязательно-ударным
слогом (-); схема: vj X \-> X ...'-' -()-Сверхсхемные ударения
на слабых местах могут быть представлены лишь односложными словами ("Швед,
русский колет, рубит, режет..."). Наиболее употребительные ямбич. размеры
в рус. поэзии: 3-стопный Я. ("Подруга думы праздной...")- в анакреонтике
18 в., песне, лёгкой и сатирич. поэзии; 4-стопный Я. ("Мой дядя самых честных
правил...")- в одах и лирике 18 в., в поэмах и лирике 19 в., лирике 20
в.; 5-стопный Я. ("Ещё одно, последнее сказанье..."), с нач. 19 в. с цезурой
после
4-го слога, с 1830-х гг. (и до наст, времени) без цезуры - в серьёзной
лирике, драме, строфич. поэме; 6-стопный Я. с цезурой после 6-го слога
("Я памятник себе воздвиг нерукотворный...") - в поэмах, трагедиях, сатирах,
посланиях 18 в., в элегиях, романсах и "антологич." лирике на антич. темы
в 19 в.; вольный Я. (неупорядоченное чередование строк разной стопности
- см. Вольный стих) - в баснях, а также в 18 в.- в "пиндарической"
лирике, а в 1-й трети 19 в.- в элегиях, посланиях и драмах. (Все примеры
- из Пушкина.)
Лит.: Тарановский К., О ритмической
структуре русских двусложных размеров, в сб.: Поэтика и стилистика русской
литературы, Л., 1971; Гаспаров М. Л., Современный русский стих..., М.,
1974. М. Л. Гаспаров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я