ЯНАЧЕК
(Janacek) Леош (Лео Э
у ген) (3. 7.1854, Гуквальды, Моравия, -12.8.1928, Острава), чешский композитор,
фольклорист, хормейстер, дирижёр, педагог, муз. критик. Чл. Чеш. академии
наук и иск-в (1912). Учился в 1865-72 у П. Кржижховского в Брно и у Ф.
3. Скугерского в Органной школе в Праге (1875), в Лейпцигской и Венской
консерваториях <1879-80). Основал (1881) и возглавлял Органную школу
в Брно (с 1919 филиал Пражской консерватории). В 1881-88 был дирижёром
оркестра Чеш. филармонии, одновременно ред. муз. газ. "Гудебни листы".
С 90-х гг. собирал и обрабатывал моравский муз. фольклор (опубл.
ок. 2500 нар. песен), написал ст. "О
музыкальной стороне моравских народных песен" (1889; труд ныне признан
классическим). Основоположник нац. композиторской школы 20 в., Я. освоил
неизвестный ранее древний моравский муз. фольклор, но в зрелых соч. не
использовал нар. мелодии цитатно. Оригинально претворил специфич. черты
чеш.-моравской речевой интонационности (записывал нотами "речевые попевки");
синтезировал ладогармонич., метроритмич., колористич. особенности нар.
муз. иск-ва с элементами совр. муз. языка, создал свой индивидуальный муз.
стиль, вобравший в себя достижения иск-ва 20 в. и отличающийся ярким нац.
своеобразием. Борясь против влияния нем. позднего романтизма на чеш. музыку,
Я. опирался на рус. реалистич. муз. иск-во, франко-итал. веризм, франц.
музыку рубежа 19-20 вв. Он положил начало широкому обращению чеш. композиторов
в операх и программных соч. к рус. лит-ре. Руководил в Брно "Русским кружком"
(1896-1915). Посетил Россию в 1896 и 1902. Его фп. трио (1909) и струнный
квартет (1923) навеяны "Крейцеровой сонатой" Л. Н. Толстого (называл его
"учителем жизни"); сохранились эскизы к операм "Анна Каренина" в чЖивой
труп". На рус. сюжетах основана симф. рапсодия "Тарас Бульба" <1918,
по Н. В. Гоголю), опера "Катя Кабанова" (1921, по "Грозе" А. Н. Островского),
опера "Из мёртвого дома" (1928, пост. 1930, Брно; по "Запискам "з мёртвого
дома" Ф. М. Достоевского). Среди его 9 опер выделяются "Её падчерица" ("Йенуфа",
1904, Брно; пост. в Праге в 1916 и Вене в 1918 принесли Я. мировую известность)
и "Приключения лисички-плутовки" (1924, Брно). В числе др. соч.- оратория
"Глаголическая месса" (1926), симфониетта (1926), камерно-инструментальные
ансамбли, хоры, песни и вокальные циклы, фп. сонаты и др. После создания
независимой Чехосл. республики творчество Я. получило широкое признание.
Я. был пред. Клуба моравских композиторов (1919), представлял чеш. муз.
иск-во на междунар. муз. фестивалях в Зальцбурге (1923), Венеции (1925),
Франкфурте-на-Майне (1927). Его имя носят оперный театр и Академия изящных
иск-в (1947) в Брно. В 1948, 1958, 1965 и 1978 в Брно проводились фестивали,
на к-рых исполнялись произв. Я. Лит.: Асафьев Б., Яначек, Новак,
Фёрстер, Сук, Избр. труды, т. 4, М., 1955; Н е с т ь е в И., "Её падчерица"
Л. Яначка, М., I960; Полякова Л., Оперное творчество Леоша Яначка, М.,
1968; её же, Чешская и словацкая опера XX в., кн. 1, М., 1978, с. 73-273;
V о g е 1 J., Leos Janacek, Praha, 1958; Stedron В., Leos Janacek, Praha,
1976. Л.В.Полякова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я