ЯПОНИЯ
XV. Музыка
Музыка Я.- древнее самобытное иск-во;
в процессе развития оно испытывало влияния корейской и особенно кит. муз.
культур, подверглось воздействию муз. иск-ва Индии и стран Юго-Вост. Азии,
с 19 в.- стран Европы и США.
8 первые века н. э. музыка входила
в религ. действа (т. н. мистерии кагура, отражавшие мифологию синтоизма).
Светская
вокальная и инструм. музыка в 7 в. была связана с танц. драмой г иг а к
у (в ней музыка сопровождала специфич. движения актёров в масках) и с театр,
жанрами дэнгаку и с ар у г а к у (на их основе сформировался позднее придворный
театр woo). В 7 - 9 вв. под влиянием придворной кит. музыки сложилось придворное
иск-во г аг а к у (изящная музыка), в к-ром после реформы по упорядочению
многообразных форм и приёмов исполнения (9-12 вв.) стали развиваться чисто
япон. традиции. Они легли в основу классич. музыки Я. По времени возникновения
в гагаку различались стили к о г а к у (старая музыка) и сингаку (новая
музыка); по жанрам гагаку делилась на к а нг э н (чисто инструм. музыка)
и б уг а к у (аккомпанирующая танцу). Нац. особенности музыки Я. проявились
в своеобразии ладовой структуры - наряду с бесполутоновыми пентатонич.
ладами, сохраняющимися в нар. музыке, получили распространение 5-ступенные
лады с чередованием полутоновых, целотоновых и 2-тоновых интервалов (в
гор. музыке лад миякобуси, в сельской- лад и н а к о б у с и). В 14 в.
сформировалась лирич. драма ноо, в к-рой декламация сочеталась со специфич.
пением (восходит к буддийской храмовой музыке), танцем и инструм. сопровождением
(флейта н о к к а н и ударные инструменты). Для записи музыки ноо применялась
сложная система нотации, обозначались специфич. мелодич. формулы и ритмич.
рисунок. Среди япон. инструментов - струнные (щипковые): кото (13-струнная
цитра; её 2-струнная разновидность - н и г э н к и н), сямисэн (род
лютни) и б и в а (заимствованная из Китая 4-струнная лютня); духовые: кагура-буэ
и ёко-буэ, рютэк и, или фуэ, комабуэисякухат и и др. виды бамбуковых флейт,
х ит и р и к и (род гобоя), с ё (губная гармоника); ударные: тайко, какко,
сима, или цури, дай-к о, до-наг адайко, сан-но-цудзуми, коцудзуми и о-цудзуми
(различные виды барабанов), с ё к о (бронзовый гонг), к а н э (тарелочки),
с у д з у (храмовая колотушка с колокольчиками). Наибольшее распространение
получили произв. для кото, т. н. с о к и о к у; их выдающимся исполнителем
был Ясудзи Кэндзё (сер. 17 в.). Крупнейшие исполнители (создатели исполнительских
школ ) - Кэндзё Икута (17 в.), Косаку Ямада (кон. 18- нач. 19 вв.) и Кэндзё
Яэдзаки (19 в.), писавший т. н. музыку с а н к ё к у (трио для кото, сямисэна
и сякухати). В практике традиционной и классической музыки Я. сохранилось
много инструментов кит. происхождения. В 17 - нач. 19 вв. муз. иск-во Я.
демократизировалось. В противовес придворному иск-ву гагаку и ноо возникло
более демократич. иск-во театра кабуки и кукольного театра д з ё р у р
и (с кон. 16 в.). Музыка кабуки осн. на т. н. н а г а у т а ("длинной песне"),
в которой куплеты певца чередуются с инструм. интерлюдиями. Во 2-й пол.
19 в., после незавершённой бурж. революции 1867-68, в муз. культуру Я.
стали проникать европ. и амер. влияния. В 1879 япон. педагог Сюдзи Идзава
(совм. с амер. муз. педагогом Л. У. Мейсоном) ввёл в Я. систему всеобщего
обучения хор. пению в начальной школе, он же основал в Токио Ин-т муз.
исследований (с 1886 Токийская муз. школа). В кон. 19 в. Я. стали посещать
гастролёры из др. стран, позднее из России. В 1881 состоялся 1-й концерт
европ. музыки, в 1897 - 1-е выступление япон. симф. оркестра. Возник интерес
к европ. музыке; композиторы Я. стали получать муз. образование в Европе,
среди первых - Косаку Ямада, Киёси Нобутоки, позднее - Ясудзи Киёсэ и Ёрицунэ
Мацудайра. Они основали новую федерацию композиторов (с 1930 - Япон. ассоциация
совр. музыки); представители этой группы использовали в своих соч. элементы
нац. музыки, однако определяющим было влияние гл. обр. нем. и франц. муз.
иск-ва.
Широкое использование нац. муз. фольклора
и традиций классич. музыки Я. началось в кон. 40-х - 50-е гг. (соч. Митио
Мамия, Ясуси Акутагава). Муз.-просвет. работу ведёт "Об-во трудящихся -
любителей музыки" (с 1949) с филиалами во мн. городах. Для др. группы их
современников характерно заимствование новейших приёмов письма европ. и
амер. школ (Ёсиро Ирино, Садао Бэкку, Акира Миёси, Икума Дан, Кан Исии
и др.). В кон. 50-х гг. в Я. проникли влияния авангардистов, стали культивироваться
различные виды экспериментальной музыки (в 1949 осн. Экспериментальная
студия). Среди композиторов кон. 50-60-х гг. - Тору Такэмицу, Кадзуо Фукусима,
Тосиро Маюдзуми ("Симфония Нирваны", 1958). Центром экспериментальной музыки
стал г. Каруидзава (группа "Онгаку" - Тосиро Маюдзуми, Макото Морои, Юдзи
Такахаси и др. представители совр. авангардизма, развивающие идеи Дж. Кейджа,
К. Штокхаузена, П. Булеза). В нач. 50-х гг. возникло массовое самодеят.
хоровое движение, носящее антимилитаристский характер; один из первых коллективов
- Центр, токийский хор "Поющие голоса Японии" (с 1952, руководитель А.
Сэки; в 1964 гастролировал в СССР). В 1960-70-х гг. Тэруяки Нода, Ёсио
Хатимура, Синитиро Икэбэ продолжают экспериментировать в области электронной
музыки и сонористики. Среди исполнителей: дирижёры Комэи Абэ, Масаси Уэда,
Акэо Ватанабэ, Хироюки Иваки, Такаси Моро, Юдзи Таяма; пианист Кэйко Танака;
скрипачка Ёко Кубо; музыковед Сабуро Сонобэ. Центр муз. жизни - Токио.
В 1920 здесь выступала оперная труппа "Асакуси". В Я. 15 симф. оркестров
(из них 6 - в Токио, 2 - в Осаке), камерно-инструм., хор. коллективы, группы
традиц. классич. музыки "Ниппония", "Сигенкам" и др. Осн. уч. заведения
- Ун-т иск-в, муз. ун-т Тохо. Существуют муз. изд-ва, фирмы грампластинок.
Проводятся муз. фестивали в Токио, Осаке, Каруидзаве. Распространились
различные виды эстрадной музыки, позднее джаз и попмузыка.
Лит.: Иофан Н., Из истории японской
музыки 7-9 вв., в сб.; Искусство Японии, М., 1965; Malm W. P., Japanese
music and musical instruments, Rutland - Tokyo, 1959; Танабэ Х., Нихон
онгаку гайрон (Японская музыка), Токио, 1961; Н аr i с h-S chneider E.,
A History of Japanese music, L., 1973. Дж. К. Михайлов.
XVI. Балет
Хореографич. иск-во Японии представлено
традиц. классич. танцем буе и европ. балетом. Основа танца буе - хореография
аристократич. театра ноо (сложившегося в кон. 14 - нач. 15 вв.),
впитавшая элементы религ. и нар. танцев предшествующих поколений. В 17
в. начало формироваться более свободное и подвижное танц. иск-во, ставшее
составной частью театра кабуки. Танец буе получил распространение
и вне этих театров. Существует неск. школ, возглавляемых мастерами япон.
хореографии Дзюраку Ханаяги, Токубэй Ханаяги, Канъэмон Фудзима, Утаэмон
Накамура, Томидзюро Накамура и др. Танцы буе сопровождаются музыкой с текстом.
В япон. классич. танце движения корпуса не фиксируются. Осн. внимание сосредоточено
на гармонич. слиянии цвета костюмов и театр, аксессуаров; изящество танцу
придают колышущиеся рукава и подол кимоно, искусно обыгрывается реквизит
(веер, барабанчик, полотенце, цветущая ветка и т. д.).
В нач. 20 в. в Я. возник интерес к
европ. классич. балету: стимулирующее значение имели гастроли А. П. Павловой
(1922). Первые деятели балета Японии
Масахидэ Комаки, Микико Мацуяма, Яоко
Каитани, Момоко Тани и др. получили образование за границей и стали в дальнейшем
организаторами и руководителями балетных трупп, в репертуаре к-рых произв.
рус. и зап.-европ. балетной классики. Создаются оригинальные балеты на
нац. материале. В 1958 была основана Японская балетная ассоциация, осуществляющая
постановки спектаклей. В 1964 на базе Токийской балетной школы им. П. И.
Чайковского, руководимой сов. хореографами, была создана труппа "Токио
балет", к-рая регулярно показывает спектакли в столице п др. городах, выезжает
на гастроли в др. страны (в 1966 и 1970 гастролировала в СССР).
Лит.: Cunji Masakatsu, Buyo.
The classical dance, N. Y.- Tokyo - Kyoto, 1970. Л. Д. Гришелёва.
XVII. Театр
Историч. корни япон. театра восходят
к древним обрядовым действам земледельч. празднеств. В 7-8 вв. вместе с
буддизмом в Я. проникают театр, формы из стран Вост. Азии. Эти
муз.-танц.
представления (гигаку и бугаку) способствовали формированию классич. япон.
театра. К кон. 14 - нач. 15 вв. из разнообразных заимствованных и исконно
япон. представлений возник театр ноо, включающий музыку, танец и
драматич. действие. Гл. персонажи этого театра носят маски. Выдающиеся
теоретики, актёры и драматурги Киёцугу Канъами (1333-84) и Мотокиё Дзэами
(1363-1443) разработали эстетич. основу иск-ва ноо как рафинированного
театра воинов и аристократов. В строгой канонич. форме жанр сохраняется
и в 20 в. С 17 в. в связи с ростом городов получили развитие и др. театр,
жанры, отражавшие запросы третьего сословия. Это театр кукол дзёрури
и
театр кабуки, ставшие ведущими традиц. жанрами япон. театр, иск-ва.
Основу дзёрури составляют муз.-песенный сказ, исполняемый певцом-сказителем
гидаю, и представление кукол. Репертуар состоит из классич. пьес япон.
драматургов, написанных в специфич. форме дзёрури. Ведущий драматург, писавший
также и для кабуки, - Мондзазмон Тикамацу (1653-1724). Театр кабуки (действуют
актёры) соединяет муз., танц. и драматич. элементы. Он развивался параллельно
с театром дзёрури, и оба они оказывали друг на друга влияние. К кон. 18
в. театр кабуки сформировался окончательно. Представления кабуки рассчитаны
на массового зрителя и отличаются яркой зрелищностью. Женские роли в этом
театре по традиции исполняются мужчинами (оннагата).
В последней трети 19 в. Япония вступила
на путь капиталистич. развития. Связанные с этим социальные и политич.
преобразования оказали заметное влияние и на театр. В нач. 20 в. появились
новые жанры, созданные в результате обновления традиц. театра (симпа, синкокугэки)
и заимствования европ. форм (совр. драма- сингэки, опера, балет). Театр,
иск-во совр. Я. чётко делится на традиц. театр (бугаку, ноо, кабуки, дзёрури)
и европ. театр (драма, опера, балет). Своеобразная прослойка между ними-
симпа, япон. мещанская мелодрама, и синкокугэки, популярная драма, основа
к-рой - сцены сражений на мечах. Каждый из этих жанров включает разработанную
эстетику, репертуар, свой путь развития, ведущих деятелей. Традиц. театры
имеют свой репертуар, состоящий из пьес япон. классиков, а также произв.
совр. отечеств, драматургов, использующих преим. историч., героич. и романтич.
сюжеты. Режиссёры в япон. традиц. театре отсутствуют. Среди наиболее известных
актёров 70-х гг.: в театре ноо - Минору Кита, Мотомаса Курс Хосё; в театре
кабуки - Кандзабуро Накамура, Утаэмон Накамура, Косиро Мацумото, Байко
Оноэ, молодые актёры - Энноскэ Итикава, Кикугоро Оноэ, Китиэмон Накамура,
Цумасабуро Бандо; в симпа - Яэко Мидзутани; в синкокугэки - Сего Симада,
Рютаро Тацуми.
В 1966 в Токио создан нац. театр, центр
чКокурицу гэкидзё" - единственный в Я. гос. театр, призванный содействовать
сохранению и развитию традиц. жанров. При центре организована первая япон.
театр, школа для подготовки актёров театра кабуки и театра кукол дзёрури
(в традиц. театре воспитание велось в актёрских семьях).
Репертуар театров сингэки составляют
переводы классич. и совр. пьес европ. и амер. драматургов, а также новые
произв. япон. авторов. Значит, место в нём занимают произв. рус. и сов.
драматургов. В Я. насчитывается ок. 100 трупп сингэки. Наиболее крупные
из них: "Хайюдза", "Минтай", "Бунгакуд-за". Ведущие деятели этого театра:
режиссёры - Корэя Сэнда, Дзюкити Уно; актёры и актрисы - Осаму Такидзава,
Эйтаро Одзава, Исудзу Ямада, Харуко Сугимура, Тиэко Хигасияма, Ясуэ Ямамото.
Подготовкой актёров сингэки занимается созданная в 1949 школа-студия при
театре "Хайюдза".
Среди периодич. изданий: ежегодники
- театральный "Энгэки нэнкан" (с 1966), балетный " Барэ нэнкан" (с 1972);
журналы - теоретический по сингэки чТэаторо" (с 1946); критический иллюстрированный
по традиц. театру "Энгэкикай" (с 1943) и др.
Лит.: Японский театр. Сб. статей
под ред. Н. И. Конрада, М., 1928; Конрад Н. И., Театр Кабуки, М.- Л., 1928;
Театр и драматургия Японии. Сб. статей под ред. Н. И. Конрада, М., 1965;
О д з а к и К., Новый японский театр, пер. с япон., М., 1960; Г
у н д з и М., Японский театр Кабуки, пер. с япон., М., 1969; С а т о К.,
Современный драматический театр Японии, М., 1973; Гришелёва Л. Д., Театр
современной Японии, М., 1977. Л. Д. Гришелёва.
XVIII. Кино
Первые игровые фильмы были сняты в
Я. в 1899. Нац. кинематография развивалась в двух направлениях: г э н д
а йг э к и - ленты на совр. сюжеты (центр в Токио) и дзидайгэки - на историч.
и легендарные сюжеты (центр в Киото). Как и в япон. театре, женские роли
исполняли мужчины - оннагата, фильмы сопровождались комментарием - б е
н с и. Во 2-й пол. 1910-х гг. начался поиск собственно кинематографич.
средств выразительности. В 1923 центр кинематографии сосредоточился в Киото,
что дало толчок расцвету дзидайгэки ("Странствия Тюдзи", 1927, реж. Дайсукэ
Ито, "Ребенок-фехтовальщик", 1927, реж. Тэйноскэ Кинугаса, "Судья Оока",
1928,реж. Хироси Инагаки, и др.). Гэндайгэки получил развитие в творчестве
Хэйноскэ Госё, Киьхико Усихара, Кэндзи Мидзогути.
В 1929 был основан Союз япон. пролет,
кино ("Прокино"), выпустивший ряд фильмов о рабочем движении. В кон. 20-х
гг. стали выходить фильмы, критиковавшие социальное устройство общества,-
"Холоп" (1927, реж. Ито), "Живая кукла" (1929, реж. Тому Утида), "Перед
рассветом" (1937, реж. Кинугаса) и др. В связи с фашизацией страны в 1934
"Прокино" прекратил существование.
Утверждение звукового кино связано
с фильмом "Соседка и жена" (1931, реж. Госё). Ленты Мидзогути "Элегия Нанива"
и "Гионские сестры" (обе - в 1936) стали вершиной реализма в до-воен. кино.
Др. наиболее значит, фильмы 30-х гг.: "Необыкновенный патриот" (1932, реж.
Мансаку Итами), "Зонтик Ятаро" (1932, реж. Инагаки), "Единственный сын"
(1936, реж. Ясудзиро Одзу), "Человеческие чувства и бумажные шары" (1937,
реж. Садао Яманака). В эти годы сложилось стилистич. своеобразие япон.
кино - долгие общие планы, нек-рая замедленность действия, влияние традиц.
япон. живописи на композицию кадров.
Принятый в 1939 "Закон о кино" подчинил
его нуждам милитаризма, тем не менее в эти годы появилось несколько значит,
фильмов: "Земля" (1939, реж. Утида), "Лошадь" (1941, реж. Сиро Тоёда и
Кадзиро Ямамото), "Жизнь Мухомацу" (1943, реж. Инагаки). В первые послевоенные
годы преимуществ, развитие получило документальное кино. В 1948 после 6-месячной
забастовки на студии компании "Тохо" были уволены прогрессивные кинематографисты,
к-рые основали затем независимые кинокомпании, поставив лучшие социальные
фильмы 50-х гг. Это - Сацуо Ямамото ("Зона пустоты", 1952; "Улица без солнца",
1954), Тадаси Имаи ("А всё-таки мы живём", 1951; "Мрак среди дня", 1956),
Канэто Синдо ("Дети атомной бомбы", 1952; "Голый остров", 1960), Фумио
Камэи, Кадзабуро Ёсимура и др. К этому времени по объёму произ-ва фильмов
Я. вышла на 1-е место в мире. Выходом на мировой экран япон. кино обязано
творчеству реж. Мидзогути ("Луна в тумане", 1953; "Управляющий Сансё",
1954), Акира Куросава ("Расёмон", 1950; "Идиот", 1951, по Достоевскому;
"Семь самураев", 1954; "Замок интриг", или "Замок паутины", 1957, по Шекспиру;
"Красная борода", 1964), Кон Итикава ("Бирманская арфа", 1956; "Токийская
олимпиада", 1965; "Странники", 1973) и Масаки Кобаяси ("Восставший", 1967;
"Окаменелость", 1975).
С нач. 60 х гг. в творчестве молодых
режиссёров получила развитие тема судьбы послевоен. поколения; Нагиса Осима
("Повесть о жестокой юности", 1960; "Церемония", 1971), Сусуму Хани ("Невеста
из Анд", 1966), Хироси Тэснгахара ("Женщина в песках", 1964; "Сожжённая
карта", 1968), Кирио Ураяма ("Испорченная девчонка", 1963, "Женщина, которую
я бросил", 1969), Кэй Кумаи ("Толпа на земле", 1970), Ёдзи Ямада ("Семья",
1970; "Единомышленники", 1975). Новый подъём в кон. 60-х гг. получило движение
"независимых": Ямамото ("Завод рабов", 1968), Токихиса Морикава ("Молодые
люди". 1968), Имаи ("Река без моста", 1970).
70-е гг. - период глубокого кризиса
нац. кино, вызванного конкуренцией телевидения и изменившейся экономич.
ситуацией в стране. Резко упал художеств, уровень фильмов. Распространились
"секс-фильмы", "якудза-эйга" - фильмы об организованной преступности, "паникэйга"
- фильмы о катастрофах. В 1975 произведено 396 полнометражных художественных
фильмов (в 1960 - 547). Фильмы производят 4 крупные фирмы -"Никкацу", "Сётику",
"Тохо", "Тоэй", а также много мелких. Выходят спец. журналы "Кинема дзюмпо",
"Синарио" и др.
Илл. см. на вклейке, табл. XXXVIII,
XXXIX (стр. 544-545).
Лит.: Ивасаки А к и р а, История
японского кино, пер. с япон., М., 1965; Гене И., Меч и Хиросима. Тема войны
в японском киноискусстве, М., 1972. И.Ю. Гене.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я