ЯРМАРКИ
(от нем. Jahrmarkt -
ежегодный рынок), регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно,
периодически организуемый в традиционно определённом месте; сезонная распродажа
товаров одного или мн. видов. Я. возникли в Европе в раннее средневековье
в условиях господства натурального х-ва и экономич. разобщённости, когда
торговля носила непостоянный, эпизодич. характер и обслуживала преим. состоят,
слои общества, снабжая их гл. обр. редкими и дорогостоящими привозными
товарами. Узость рынка и небезопасность торг, путей побуждали купцов объединяться
в караваны для совместной торговли, концентрируясь в специально избранных
и хорошо защищённых пунктах (у стен замка или монастыря и т. п.), где собирались
значит, массы людей: на пересечении торг, путей и в местах, где проходили
нар. собрания, большие церк. праздники и др. публичные события. В раннее
средневековье, особенно там, где ещё не сложились города как центры ремесла
и торговли, Я. играли существенную роль как единств, крупные пункты сосредоточения
обмена. Значение Я. возросло в 10-11 вв. с возникновением и развитием городов,
ростом гор. ремесл. произ-ва, зарождением внутр. рынка и усилением междунар.
торг. связей, развитием сухопутных путей и средств сообщения. Наряду с
крупными Я.- центрами оптовой торговли, где всё большее место занимали
т. н. тяжёлые товары (хлеб, вино, руда и металлы, соль, сукно), существовали
областные (региональные) и мелкие местные Я., где сбывалась сезонная продукция
(в нек-рых случаях эти формы совмещались).
Необходимость регулирования ярмарочной
торговли привела к возникновению особого ярмарочного права. Я. давали владельцу
терр., на к-рой они располагались, большие доходы (в виде торг, пошлин
и поборов). Поэтому право устраивать или разрешать Я. стало одной из важных
феод, привилегий. Её получали (обычно от короля) отд. города, духовные
или светские сеньоры. Нередко Я. имели определённую специализацию. Так,
итал. Я. славились дорогими тканями и вост. товарами, французские - вином
и сукном, английские - шерстью, грубым сукном, свинцом, оловом, углем,
южногерманские - вином, датские - сельдью, шведские - железом и медью.
Крупнейшие Я. были центрами междунар. торговли. В 13 - сер. 14 вв. такими
Я., где сосредоточивались торговля и ден. операции Европы, стали шампанские
Я. К сер. 14 в. большую известность приобрели Я. в Сев. Франции и Нидерландах.
В кон. 14-15 вв. крупнейшим ярмарочным и складским центром стал Брюгге
(Фландрия). В нач. 15 в. общеевроп. значение получили Я. Женевы (первое
упоминание - 1262), в 15- 16 вв. - Я. в Лионе (куда из Женевы переместился
центр европ. ден. рынка; устраивались с 1420, пользовались покровительством
франц. короля). В 16 в. междунар. ярмарочным и кредитным центром (особенно
для южноевроп. стран) стал исп. г. Медина-дель-Кампо, начали проводиться
Я. в Антверпене. В 18 в. междунар. значение приобретают известные ещё с
13 в. Я. в Лейпциге.
Я. сыграли важную роль в развитии ср.-век.
торговли, ден. обращения, ден. рынка и кредита. На них располагались конторы
менял, производивших ссудные и кредитные операции. В связи с оптовым характером
ярмарочной торговли, неудобством и опасностью перевозки больших сумм денег,
заинтересованностью купцов в торг, кредите на Я. всё чаще производились
безналичные торг, операции, возникли ден. заёмные и доверенные письма,
постепенно превратившиеся в векселя.
В период становления капитализма ярмарочная
торговля потеряла прежнее значение. Непосредств. сбыт товара сменился продажей
по образцам, а затем и по стандартам. В 19 в. крупные оптовые Я. превратились
в выставки товарных образцов, где торговля производилась, как на товарной
бирже (см. Выставки). Наибольшую известность в Зап. Европе в 19
- нач. 20 вв. приобрели междунар. лейпцигские Я. (весенняя и осенняя),
на к-рых большое место занимала продажа мехов и пушнины. С развитием оптовой
торговли и расширением регулярной торг, сети ярмарочная торговля сократилась.
Сохранились сезонные распродажи (для закупки местных, гл. обр. с.-х., товаров)
и местные регулярные торжки. Крупные региональные Я. почти исчезли. После
2-й мировой войны 1939-45 получили развитие междунар. Я., представляющие
собой выставочные мероприятия коммерч. характера, где наряду с демонстрацией
образцов товаров заключаются торг, сделки в нац. и междунар. масштабе.
По своему характеру и целям они практически не отличаются от регулярных
коммерч. выставок и салонов. Различают Я. универсальные (Я. в Пловдиве
- Болгария, в Измире - Турция), многоотраслевые (Я. в Познани - Польша
и Париже - Франция), специализированные (Я. спорттоваров в Мюнхене - ФРГ,
Я. транспортного оборудования в Базеле - Швейцария).
Для совр. Я. характерна тенденция к
переходу от общих универсальных Я. к отраслевым, чаще всего техническим,
и Я. товаров широкого потребления с использованием разнообразных технич.
средств для демонстрации экспонатов и с проведением науч.-технич. конгрессов
и симпозиумов. Так, лейпцигская Я. в 1969 была реорганизована из универсальной
в многоотраслевую и стала не только местом встреч деловых кругов, но и
крупнейшим междунар. центром науч.-технич. и экономич. информации.
Осн. направления деятельности междунар.
Я. регламентируются Союзом междунар. ярмарок (СМЯ), созданным в 1925 (Париж)
с целью более эффективной организации работы междунар. Я. (выставочных
мероприятий) и дальнейшего развития межгос. товарообмена. СМЯ объединяла
(1974) 94 члена. Среднегодовое количество посетителей на международной
Я. СМЯ превышает 50 млн. чел.
Наиболее крупные междунар. Я. проводятся
в городах: социалистич. стран - Лейпциге (ГДР), Познани (Польша), Загребе
(Югославия), Брно (Чехословакия;), Пловдиве (Болгария), Будапеште (Венгрия),
Бухаресте (Румыния); развитых капиталистич. стран - Ганновере (ФРГ), Лионе
и Париже (Франция), Милане (Италия), Торонто (Канада), Вене (Австрия);
развивающихся стран- Измире (Турция), Дамаске (Сирия), Алжире (Алжир),
Багдаде (Ирак), Каире (Египет), Боготе (Колумбия), Лиме (Перу), Касабланке
(Марокко).
Лит.: Павлов К. А., Международные
ярмарки и выставки, М., 1962; Lafoire, Brux., 1954; BautierR. H., Lesfoires
de Champagne, Brux., 1954; CoornaertE., Caracteres et mouvement des fqires
Internationales au moyen age et au XVI siecle, в кн.: Studi in onore di
Armando Sapori, Mil., 1957.
А. А. Сванидзе, П. А. Червяков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я