ЯСПЕРС
(Jaspers) Карл (23.2.1883,
Ольденбург,- 26.2.1969, Базель), немецкий философ-экзистенциалист и психиатр.
Мед. образование получил в ун-тах Берлина, Гёттингена и Гейдельберга (1902-08).
С 1908 ассистент психиатрич. клиники в Гейдельберге; с 1916 проф. психологии,
а с 1921 проф. философии Гейдельбергского ун-та (в 1937 был отстранён от
преподават. деятельности, к к-рой он вернулся в 1945); с 1948 - в Базельском
ун-те. Мед. труды Я. поев, преим. проблемам общей психопатологии: различию
между психопатологич. процессом (психич. заболеванием) и патологич. развитием
личности, понятию деменции (1910); анализу обманов восприятия (1911); феноменологич.
направлению исследования в психиатрии (1912) и др. В "Общей психопатологии"
(1913) Я. на основе анализа переживаний психически больных предложил пересмотр
и уточнение понятий, применяемых в психиатрии; противопоставлял психопатологии
как науч. дисциплине психиатрию - дисциплину прикладную. После 1915 отошёл
от исследования проблем психиатрии; в последующем ряд работ посвятил патографии
(анализу развития личности и её творчества в психопатологич. аспекте) А.
Стриндберга и В. ван Гога (1922), Ф. Ницше (1936).
После разгрома фашизма Я. получил большую
популярность в кругах либеральной интеллигенции ФРГ; в ряде работ, написанных
для широкого читателя, начиная с нашумевшего трактата о "немецкой вине"
("Die Schuldfrage", 1946), выступал как политич. моралист.
Если в 50-е гг. консервативный либерализм
Я. имел антикоммунистич, направленность, то в конце 60-х гг. Я. выступил
с резкой критикой антидемократич. и реваншистских тенденций в боннской
политич. жизни (см. ч Куда движется ФРГ?", М., 1969).
Место Я. в истории мысли двойственно.
Его исходный идеал -"бюргерский" гуманизм; идею интеллектуальной честности
для него символизирует имя И. Канта, идею культурной широты - имя И. В.
Гёте. С этой установкой, резко отличающей его от М. Хайдеггера, связаны
и преклонение Я. перед гражд. и умств. свободолюбием антич. Греции, и его
симпатии к Б. Спинозе, и его выпады против клерикализма. Однако важнейшее
интеллектуальное переживание Я. в начале его филос. пути - ощущение кризиса
"бюргерской" культурной традиции. Несмотря на антипатию к "мрачному фанатизму"
С. Кьеркегора и к "экстремизму и неистовству" Ф. Ницше, Я. испытал влияние
их идей. Свой труд мыслителя Я. называл не "философией", а "философствованием",
делая акцент на незавершённости, открытости умств. процесса, в к-ром вопросы
преобладают над ответами. По мнению Я., наше время, уже не обладающее духовной
мощью, позволявшей Платону, Спинозе или Гегелю выводить стройные системы
"из истока", вынуждено довольствоваться фрагментарными прозрениями; но,
с др. стороны, только в "философствовании" Я. видит возможность постижения
реальности человека кризисной эпохи.
Бытие в концепции Я. имеет троякое
членение: 1) предметное бытие, или "бытие-в-мире"; 2) экзистенция, т. е.
необъективируемая человеческая самость; 3) трансценденция как "объемлющее"
- непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом "бытия-в-мире"
есть "ориентация-в-мире"; мышление перед лицом экзистенции - "высветление
экзистенции"; мышление перед лицом трансценденции - "метафизика", выражающая
свой невыразимый предмет при посредстве "шифров" (Я. избегает понятия символа,
связывая его с отвергаемой им традиционнорелиг. практикой опредмечивания
трансценденции). Несмотря на конфликт Я. с теологией (к-рой он противопоставляет
идеал "филос. веры"), очевидна близость его онтологии к традиции теизма.
Согласно Я., соотнесённость экзистенции с др. экзистенцией осуществляется
в акте "коммуникации", т. е. глубоко интимного и личностного общения в
"истине". "Коммуникация" - центр, понятие миропонимания Я.- возводится
им в ранг критерия филос. истины и отождествляется с разумом. Моральное,
социальное и интеллектуальное зло есть для Я. прежде всего глухота к чужой
экзистенции, неспособность к "дискуссии", принимающая облик фанатизма,
но также и поверхностного, обезличенного массового общения. Этот тезис
равнозначен с совершенно определённой политич. позицией индивидуалистич.
либерализма. Смысл философии, по Я..- в создании путей общечеловеческой
"коммуникации" между странами и веками поверх всех границ культурных кругов.
Возможность этой связи времён обеспечена достижениями "осевого времени"
(8-3 вв. до н. э.), когда одновременно действовали первые греч. философы
и основатели важнейших религ.-филос. традиций Азии. "Осевое время", как
полагает Я., создало для всех времён общечеловеческий завет личной ответственности,
послужив общим истоком для культур Востока и Запада; поэтому необходимо
обновлять свою связь с этим заветом, подыскивая для утрачиваемой и вновь
обретаемой старой истины новые "шифры".
В целом философия Я.- выражение кризиса
традиц. либерально-индивидуалистич. гуманизма и вместе с тем - попытка
осмысления этого кризиса и осознание невозможности выхода из него.
Соч.: Die geistige Situation der Zeit,
3 Aufl., В.- Lpz.. 1932; Philosophic, Bd 1 - 3, В.. 1932; Vernunft und
Existenz, Groningen, 1935; Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, 3 Aufl.,
Munch., 1952; Rechenschaft und Ausblick, Munch., 1951; Die gro|3en Philosophen,
Bd 1 - 2, Miinch., 1957;Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, Munch.,
1962; Der philosophische Glaube angesichts der Offenbarung, Munch., 1962;
Gesammelte Schriften zur Psychopathologie, B.- [u. a.], 1963; Chiffren
der Transzendenz, Munch., 1970.
Лит.: ГайденкоП., Философия
культуры К. Ясперса, "Вопросы литературы", 1972, № 9; Karl Jaspers, hrsg.
v. P. A. Schilpp, Stuttg., 1957; Karl Jaspers. Werk und Wirkung, hrsg.
v. K. Piper, Munch., 1963; Karl Jaspers in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten,
Reinbek bei Hamb., 1970. С. С. Аверинцев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я