Индивидуальная Самооборона - в международном праве — ответные вооруженные действия государства, предпринимаемые им для восстановления своей политической независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нарушенных другим государством в форме вооруженного нападения (ст. 51 Устава ООН). Обладая правом первоначальной констатации факта вооруженного нападения и не будучи связанным с нападающей стороной обязательством мирного урегулирования (см. Определение агрессии), пострадавшее государство само определяет момент начала оборонительных действий, их характер и средства осуществления. Действия в порядке И.с. могут иметь наступательный в военном плане характер и распространяться на территорию нападающей стороны в тон мере, в какой это необходимо для ликвидации и предупреждения возобновления вооруженного нападения. В качестве средства И. с. допустимо использовать любые не запрещенные международным правом виды оружия, находящиеся в распоряжении обороняющегося государства. Действия по И.с. должны быть прекращены с восстановлением политической независимости, территориальной целостности и неприкосновенности в том виде, как они существовали до вооруженного нападения. Обо всех мерах, принятых в осуществление права на И.с., должно быть немедленно сообщено Совету Безопасности ООН. Эти меры никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета в отношении осуществления им в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. В практике ряда государств право на И.с. используется для оправдания т.н. "самообороны по общему международному праву", которая якобы находится в соответствии с требованиями, предъявляемыми ст. 51 и др.
положениями Устава ООН. В соответствии с этой концепцией оправдывается обращение к самообороне в случае "грозящей опасности" нападения, а кроме этого, значительно расширяются основания И.с., поскольку последняя нацеливается на т.н. "защиту прав".