Исключительная Экономическая Зона - морской район, находящийся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, включая районы вокруг принадлежащих РФ островов. Внешняя граница И.э.з. находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды, т.е. от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ. Разграничение экономической зоны между РФ и другими государствами осуществляется путем соглашений на основе международно-правовых норм. И.э.з. — один из новейших институтов международного морского права, формирование которого происходило в 60-70-е гг. XX в. под влиянием нормативной практики ряда (в основном развивающихся) стран, стремившихся односторонним образом расширить свои правомочия на обширные пространства Мирового океана ("ползучая юрисдикция"). Обеспокоенность государств, обладавших большими торговыми флотами. в конце концов привела к компромиссу, достигнутому на Третьей конференции ООН по морскому праву (1973 — 1982). В результате заключенная Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. исчерпывающим образом урегулировала юридический статус и правовой режим использования пространства и природных ресурсов прибрежного района, именуемого ныне И.э.з. В пределах И.э.з. прибрежное государство наделено суверенными правами, предоставленными ему "в целях разработки, разведки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами". Это же касается экономической разведки и разработки И.э.з., создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, защиты и сохранения морской среды. При осуществлении своих правомочий в пределах И.э.з. прибрежное государство обязано учитывать интересы международного судоходства, права и обязанности других государств. Со своей стороны, эти другие государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по Конвенции должны учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать установленные им в соответствии с Конвенцией и другими нормами международного права. Перечень прав других государств в пределах И.э.з. включает свободы: судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другие виды правомерного использования моря, относящиеся к этим свободам, связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов, подводных кабелей и трубопроводов, совместимые при этом с другими конвенционными положениями. Конвенция предоставляет прибрежным государствам исключительную юрисдикцию над искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных правил и законов, а также законов и правил, касающихся безопасности. Одновременно Конвенция возлагает на них обязанность надлежащим образом информировать мореплавателей о создании поименованных искусственных островов, установок или сооружений, а постоянные средства предупреждения о наличии таковых содержать в исправном состоянии. Прибрежным государствам предписывается "в целях обеспечения безопасности судоходства с учетом любых общепринятых международных стандартов, установленных в этой связи компетентной международной организацией", убирать любые покинутые или более неиспользуемые установки и сооружения, причем при удалении указанных объектов должны надлежащим образом учитываться "интересы рыболовства. защиты морской среды, права и обязанности других государств", а "о глубине, местонахождении и размерах любых установок или сооружений, которые убраны не полностью", должно делаться надлежащее оповещение. Прибрежное государство наделяется правом "там, где это необходимо, устанавливать вокруг таких искусственных островов, установок и сооружений разумные зоны безопасности, в которых оно может принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности, как судоходства, так и искусственных островов, установок и сооружений". Определяемая прибрежным государством ширина зон безопасности с учетом применимых международных стандартов должна разумно соотноситься с характером и функциями таких объектов и не простираться вокруг них более чем на 500 м, "отмериваемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев, когда это разрешено общепринятыми международными стандартами или рекомендовано компетентной международной организацией". Фиксируя требования ко всем судам уважать эти зоны безопасности. Конвенция в то же время запрещает возведение искусственных островов, установок и сооружений, "если это может создать помехи для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства". Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. были закреплены и детализированы в нормативных актах многих прибрежных государств. Что касается ответственности за неправомерную деятельность в И.э.з., то некоторые из составов таких преступлений предусмотрены УК. Сюда могут быть отнесены многие положения гл. 26, посвященной экологическим преступлениям, в частности ст. 246, 247, 252, 253, 255, 256 УК.