Италия (итальянская Республика) - государство, расположенное на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Оно занимает Апеннинский полуостров, острова Сицилия. Сардиния и ряд мелких островов. И. — унитарное государство. В административном отношении страна разделена на области, которые делятся на провинции. Пять областей — Трентино-Альто-Адидже, Балле-дАоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния — обладают специальным статусом (самой широкой автономией). В областях действуют выборные органы власти — советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции. Советы образуют исполнительные органы — джунты, которые выбирают своих председателей, представляющих области. Деятельность советов координируется назначаемыми центральным правительством комиссарами. По форме государственного правления в соответствии с Конституцией 1947 г. И. — парламентская республика, Парламент И., высший орган законодательной власти, состоит из двух палат — палаты депутатов и сената. Палата депутатов избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатами могут быть граждане не моложе 25 лет. Срок полномочий палаты — 5 лет. Полномочия могут быть продлены только в законодательном порядке и лишь в случае войны. Первое заседание палаты проводится не позднее 20-го дня после выборов, на нем избирается председатель и президиум — постоянный орган палаты, выполняющий ее функции в перерывах между сессиями. Палата избирает из своих членов постоянные и временные комиссии. В отличие от парламентских комиссий других стран они наделены правом не только рассматривать, но и принимать законопроекты. Исключение составляют законопроекты по конституционным и избирательным вопросам, делегирующие законодательную власть, устанавливающие бюджет и некоторые другие. Сенат республики — верхняя палата парламента, избирается сроком на 5 лет на основе пропорциональной избирательной системы. Сенат является палатой областей. Для избрания в сенат установлен возрастной ценз. равный 40 годам. Согласно Конституции тот, кто был президентом республики, становится автоматически сенатором, если не откажется от этого. Кроме того, президент может назначить в сенат пожизненно 5 человек из числа почетных граждан, прославивших родину достижениями в области науки, литературы, искусства. По пропорциональному принципу представительства партий сенат избирает постоянные и временные комиссии. Их роль так же велика, как и комиссий в палате депутатов. Обе палаты работают в сессионном порядке, начиная свою деятельность, как правило, в первый будний день февраля и октября. Каждая палата устанавливает свой регламент. Заседания палат открытые, однако, каждая из них может принять решение о закрытом заседании. Они обладают одинаковыми правомочиями в сфере законодательства, на равных началах ежегодно утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении. В компетенцию той и другой палаты входят объявление состояния войны и наделение правительства необходимыми полномочиями. Палаты ратифицируют международные договоры. Каждая палата может проводить расследование по вопросам, представляющим общественный интерес. Основное правомочие парламента — принятие законов. Законопроект проходит несколько чтений. В ходе первого чтения по палатам оглашаются наименование и цель законопроекта и решается вопрос о принятии его к рассмотрению (законопроект может быть тут же отвергнут). Далее законопроект передается на рассмотрение в одну из комиссий, где проходит второе чтение — комиссия обсуждает законопроект, вносит в него изменения, дополнения. Затем проводится третье чтение — обсуждение законопроекта на пленарном заседании палат и голосование по нему. В случае разногласий между палатами для выработки общего мнения создается согласительная комиссия из представителей обеих палат. По решению палат третье чтение законопроекта (исключение составляют поправки к Конституции, избирательные законопроекты, законопроекты об утверждении бюджета и некоторые другие) может быть перенесено в постоянную комиссию, рассматривавшую данный билль. Подавляющая часть законов принимается именно таким способом. После принятия закон утверждает президент республики. Закон публикуется в течение месяца со дня утверждения и вступает в силу на 15-й день после опубликования, за исключением случаев, когда в самом законе установлен иной срок. Еще одно правомочие парламента — контроль за деятельностью правительства. Парламентский контроль осуществляется в форме интерпелляций, резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, а также расследований, производимых следственными комиссиями. Президент республики является главой государства. Его избирают на совместном заседании палат абсолютным большинством голосов. Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами. Правомочия главы государства установлены Конституцией. Он определяет день всеобщих выборов в парламент, может распустить палаты, назначает и увольняет высших должностных лиц государства, имеет право помиловать и смягчать приговоры, является верховным главнокомандующим, принимает дипломатических представителей иностранных государств. Президент обладает также серьезными правами в области законодательства. Он промульгирует законы, принятые парламентом, и сам издает Декреты, имеющие силу закона. Президент обладает правом отлагательного вето в отношении парламентских законов, которое может быть преодолено только вторичным принятием закона абсолютным большинством голосов обеих палат. Президент не несет ответственности за действия, совершаемые им во время исполнения своих обязанностей, если это не измена или посягательство на Конституцию. Акты президента должны быть скреплены подписью соответствующего министра, который несет за них ответственность. Правительство И. — Совет министров — осуществляет высшую исполнительную власть в стране. Президент назначает председателя (одного из лидеров парламентского большинства) и по его совету остальных членов правительства. Парламент должен вынести правительству вотум доверия в течение 10 дней после его образования. Особенно широки полномочия правительства в области управления государственным аппаратом: все административные учреждения и ведомства страны находятся под его контролем. Пользуясь правом законодательной инициативы, он вносит свои законопроекты на обсуждение парламента и благодаря поддержке парламентского большинства добивается их принятия. Правительство само издает различные акты подзаконного характера — регламенты. Кроме того, в порядке делегированного законодательства оно издает акты, имеющие силу закона. Глава правительства направляет его общую политику и несет за нее ответственность. Министры несут коллегиальную ответственность за действия правительства и индивидуальную — за действия своих ведомств. Правительство должно уйти в отставку, если одна из палат вынесет ему резолюцию недоверия, которая должна быть подписана не менее 1/3 членов палаты и принята после обсуждения этой палатой. За преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, председатель Совета министров и министры могут быть преданы суду. Решение о судебном преследовании выносится парламентом на совместном заседании палат. Основные политические партии: Демократическая партия левых сил. Итальянская социалистическая партия, Итальянская республиканская партия, Итальянская социал-демократическая партия, Христианско-демократическая партия. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА Общая характеристика. Основы правовой системы современной И. сложились в 60-х гг. XIX в., когда в результате мощного объединительного движения вместо отдельных королевств, герцогств, самоуправляющихся областей и городов было создано единое независимое итальянское государство. На формирование общенациональной системы законодательства существенно повлияли законы, ранее действовавшие в отдельных итальянских государствах, которые в свою очередь нередко воспроизводили кодексы наполеоновской Франции. Вместе с тем на новом законодательстве, в особенности гражданском, сказалось и то, что в И. на протяжении многих веков сохраняли свою силу и авторитет положения римского права, кодифицированные в VI в. в Своде Юстиниана и развитые в трудах многочисленных школ итальянских юристов. В 1865 г. в И. были приняты Гражданский кодекс (ГК), Торговый, Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), введение в силу которых не вызвало серьезных осложнений, поскольку содействовало прогрессивному процессу унификации права на всей территории страны и отвечало интересам правящих классов. В соответствии с господствовавшей тогда французской моделью системы законодательства готовилось издание и общеитальянского уголовного кодекса (УК), однако его принятие задержалось из-за ожесточенных споров, прежде всего по вопросу о смертной казни. Составленный к 1882 г. проект УК считается типичным проявлением идей неоклассической школы в буржуазном уголовном праве: он содержал развернутую систему смягчающих наказание обстоятельств и ряд других весьма либеральных положений, в том числе и отказ от смертной казни. Только в 1889г. этот проект стал первым общеитальянским УК. Он получил широкую известность и оказал заметное воздействие на реформы уголовного законодательства в ряде государств Европы и Латинской Америки. Два из принятых в 1865 г. кодексов были впоследствии значительно усовершенствованы с технико-юридической стороны — Торговый (1882) и УПК (1913). Значительно дольше действовали, хотя и подвергались периодически небольшим изменениям. ГК и ГПК 1865 г.: созданные на базе соответствующих наполеоновских кодексов, они учитывали и многие новые явления в развитии буржуазного общества, и специфику итальянских условий. После установления фашистской диктатуры серьезным преобразованиям подверглась лишь система уголовного законодательства и судопроизводства: в 1930г. был принят новый УК, названный по имени тогдашнего министра юстиции "кодексом Рокко", и подготовленный одновременно с ним УПК. Система итальянского законодательства в сфере частного права претерпела существенные изменения в 1942 г., когда вместо ранее действовавших самостоятельных ГК и Торгового кодекса, что соответствует наиболее распространенным концепциям буржуазной цивилистической науки в странах континентальной Европы, был издан новый ГК. Он регулировал широкий круг правовых проблем, в том числе и вопросы торгового права. В 1942 г. были изданы также новый ГПК и самостоятельный Навигационный кодекс. Кодексы, принятые в 1930-1942 гг.. за исключением Навигационного кодекса и УПК, изданных в 1987 и 1988 гг. в новой редакции, продолжают действовать и поныне. Крушение фашистского режима привело к исключению из них лишь сравнительно небольшого числа норм, непосредственно отражающих фашистскую идеологию, в частности в cфepe уголовной репрессии и регулирования трудовых отношений. В системе действующего законодательства И. важную прогрессивную роль играет Конституция 1947 г. — одна из наиболее демократических буржуазных конституций XX в., которая оказала существенное влияние не только на последовавшие за нею изменения в кодексах и иных законах, но и на применение ранее изданных норм. Особое место занимают также Общие положения о законе, которые предпосланы тексту ГК 1942 г., но по своему значению и сфере применения выходят за рамки одного этого кодекса: в них дана характеристика и установлена иерархия различных источников права (законов, подзаконных актов и обычаев), а также изложены правила толкования и применения любых законов, в том числе в сфере международного частного права. Конституция 1947 г. допускает издание наряду с законами-актами, принимаемыми непосредственно парламентом, также актов правительства, имеющих силу законов. Законодательные декреты издаются правительством в порядке делегированного законодательства, когда парламентом предварительно устанавливается круг вопросов, подлежащих регулированию, и принципы их решения (так нередко подготавливаются новые кодексы). Декреты-законы, напротив, могут быть изданы правительством по собственной инициативе в случае особой необходимости и срочности, но подлежат утверждению парламентом в течение 60 дней после их опубликования. Гражданское право и смежные с ним отрасли права. ГК 1942 г., в первоначальном тексте которого насчитывалось 2969 статей, состоит из 6 книг: о лицах и семье (I), о наследовании (II), о собственности (III), об обязательствах (IV), о труде (V) и о защите прав (VI). Они принимались раздельно в 1938 — 1941 гг. При подготовке кодексов, продолжавшейся несколько десятилетий, был учтен опыт не только французского гражданского и торгового законодательства, но и Германского гражданского уложения 1896 г., а главное — в ней были выражены концепции самих итальянских цивилистов. Это проявилось, в частности, в отказе от традиционного разделения гражданского и торгового права, которого продолжали придерживаться французские и германские юристы. Многие нормы бывшего Торгового кодекса (о кредите, компаниях, изобретательском праве и др.) были включены по частям в разделы нового ГК. главным образом в книги об обязательствах (IV), и о труде (V). С точки зрения юридической техники наиболее совершенной считается книга IV, где детально изложена современная буржуазная концепция регулирования обязательств, вытекающих из договоров различных видов, из причинения вреда и т.д. Важным дополнением к ГК стал Навигационный кодекс 1942 г., в котором регулируются правовые вопросы морских, речных и воздушных перевозок, в том числе и трудовые отношения на этих видах транспорта. В нем содержатся также нормы об уголовной и дисциплинарной ответственности за нарушение соответствующих правил. В сфере частного права действует также целый ряд законодательных актов, восполняющих пробелы ГК либо развивающих и конкретизирующих его положения, — законы о банкротстве (этот институт, прежде регулировавшийся Торговым кодексом, не получил отражения в новом ГК), гражданстве, чеках и векселях, о страховых компаниях, банках, авторском праве и др. Итальянский ГК и Закон о браке, в силу большого влияния католической церкви, допускали только юридически оформленное раздельное проживание супругов, но не развод. Лишь с 1970 г. законом было предусмотрено несколько случаев, когда в судебном порядке после 5-7 лет раздельного проживания может быть разрешен развод. Требование консервативных сил отменить этот закон, вынесенное в 1974 г. на референдум, было отвергнуто. Принятый в 1987 г. закон № 74 признал раздельное проживание супругов в течение 3 лет достаточным основанием для развода и предусмотрел возможность поочередного исполнения родительских обязанностей разведенными супругами. Трудовые отношения в И. регулируются наряду с нормами ГК рядом других законодательных актов (книга V ГК (о труде) закрепляет правовое положение не столько работников, сколько предпринимателей, а также предприятий и АО). Серьезным завоеванием трудящихся стали нормы Конституции 1947 г., которая провозгласила право на образование профсоюзов, забастовку, равенство в оплате труда мужчин и женщин и др. В 1970 г. был принят Закон о защите свободы и достоинства работников. Сформирована развитая система законодательных актов в сфере социального обеспечения. Создан союз пенсионеров как часть профсоюзного движения. Фонд общего обязательного социального страхования формируется из взносов предпринимателей и работников. 11988 г. проведена реформа системы семейных пособий. За последние десятилетия получило большое развитие законодательство, направленное на охрану окружающей среды. Создано Министерство культурного наследия и окружающей среды. В 1977 г. был издан Закон об основных принципах и мерах, касающихся защиты дикой природы и правил охоты. В ряде декретов-законов 1989 г. предписываются срочные меры против загрязнения почвы и по улучшению качества природных источников снабжения питьевой водой. Уголовное право. УК 1930 г. стал одним из наиболее заметных явлений в истории буржуазного уголовного законодательства первой половины XX в. В нем нашли отражение как традиционные принципы и институты буржуазного уголовного права, разработанные классической школой в уголовном праве, так и некоторые концепции антропологической школой уголовного права. Наряду с наказаниями за преступления кодекс предусматривает применение мер безопасности, нередко связанных с лишением свободы, к лицам, признанным социально опасными. Принятый одновременно с ним УПК предоставлял широкие полномочия исполнительной власти, органам полиции, прокурору и судьям в ущерб интересам обвиняемого, процессуальные гарантии для которого (в частности, право на защиту) резко ограничены.
После свержения фашистского режима и принятия Конституции 1947 г.; уголовное и уголовно-процессуальноё законодательство неоднократно подвергалось достаточно существенным изменениям. Важной новацией стал, в частности. Закон № 517 от 18 июля 1955 г., которым были расширены — права защиты на предварительном следствии и возможности обжалования действий суда. В связи с волокитой, присущей итальянской системе судопроизводства, много раз вносились изменения в законодательство, определяющее сроки предварительного заключения. В некоторых законах, принятых за последние десятилетия, нашла отражение либеральная тенденция. В 1974 г. (Закон № 220) расширены права судьи на смягчение наказания, в 1981 г. (Закон № 689) уголовная ответственность за все преступные деяния, которые наказываются только штрафом, заменена административной. Этим же Законом предписано взамен краткосрочного тюремного заключения применять меры, не связанные с лишением свободы. В то же время издан ряд актов, предусматривающих усиление репрессии и ограничение некоторых процессуальных прав (их издание мотивировалось интересами борьбы с мафией и участниками террористических группировок): Закон 1965 г. (№ 875) о контроле над лицами, подозреваемыми в принадлежности к мафии, Закон 1975 г. (№ 152) о мерах по охране общественного порядка, расширяющий права полиции, Закон 1980 г. (№ 15) о срочных мерах по охране демократического порядка и общественной безопасности, позволяющий получать у прокурора разрешение на арест и обыски по телефону. Сюда же относится Закон 1982 г. (№ 304) о мерах в защиту конституционного строя, предусматривающий возможность смягчения наказания "раскаявшимся" террористам, если они назовут своих сообщников в ходе следствия, суда либо вовремя отбывания наказания. Смертная казнь в И. в мирное время отменена согласно Конституции 1947 г. Полностью смертная казнь отменена в 1994 г. С 1947 г. началась подготовка проекта нового УПК: был издан специальный закон, поручавший правительству издать текст нового кодекса и сформулировавший те критерии и принципы, которым должны были следовать его составители. Созданная правительством комиссия на протяжении нескольких десятилетий подготовила последовательно несколько проектов кодекса. Наконец, в 1988 г., был издан новый УПК. В нем подчеркивается необходимость соблюдения конституционных принципов правосудия и защиты прав личности, хотя одновременно с этим упрощено решение некоторых процедурных вопросов. В новом УПК подробно регламентируется правовой статус участников судебного процесса, проблема собирания и оценки доказательств, вопросы предварительного расследования и судебного разбирательства, обжалования приговора и иных судебных постановлений, а также процессуальное регулирование исполнения наказаний и мер безопасности. Помимо издания важнейших законов, официально называемых кодексами, в И. распространена практика публикации частными издательствами сборников законодательных актов, регулирующих крупные правовые институты и также именуемых кодексами. В частности, так издаются административный кодекс, дорожный, аграрный, кодексы законов о труде, о пенсиях и др. Научные исследования в области права ведутся в И. главным образом на юридических факультетах университетов. Самыми знаменитыми в средние века были юристы из университетов в Болонье и Павии. Ныне наиболее известны университеты в Риме, Милане, Генуе. Турине.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА Особое место среди высших государственных учреждений в И. занимает Конституционный суд (КС). Согласно Конституции 1947 г. он вправе принимать решения о неконституционности законодательных норм и тем самым отменять их. С 1956 г., когда он был создан, КС более 1000 раз принимал такие решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Его решения, как правило, содействовали претворению в жизнь наиболее демократических положений итальянской Конституции. Он рассматривает также споры о компетенции между различными органами власти, между государством и областями государства либо между областями и, наконец, обвинения в нарушении конституционных норм, выдвигаемые против президента республики и министров. КС состоит из 15 судей, из которых 5 назначаются президентом, 5 — парламентом на совместном заседании палат и 5 — высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и профессоров-юристов. Председатель избирается самими членами КС. Общую судебную систему возглавляет Высший кассационный суд. Согласно Закону о судоустройстве 1941 г. он обеспечивает "точное соблюдение и единообразное толкование закона, единство национального права", рассматривая в качестве последней инстанции жалобы по вопросам права на постановления судов по гражданским и уголовным делам, а также споры о компетенции судов. В нем имеются 3 палаты по гражданским делам и 3 — по уголовным. Палаты возглавляются председателями и слушают дела в составе 7 судей. Первый председатель Кассационного суда может передать на рассмотрение объединенного заседания суда (из 15 судей) наиболее сложные кассационные жалобы, в том числе и уже разрешенные отдельными палатами. В функции 23 апелляционных судов, заседающих в главных городах судебных округов, входит рассмотрение апелляционных жалоб на приговоры и вынесенные по первой инстанции решения трибуналов. Дела в них рассматриваются коллегиями в составе 5 профессиональных судей. Единоличные мировые судьи (их около 10 тыс.) обладают весьма ограниченной компетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с небольшой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность. Дела о преступлениях, за которые может быть назначено до 3 лет лишения свободы, рассматриваются в преториях (их в стране около 1000) единоличным судьей — претором. Дела, по которым выносится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются претором в упрощенном порядке и без участия сторон. В преториях рассматриваются также гражданские дела, сумма иска по которым превышает компетенцию мировых судей, и жалобы на вынесенные мировыми судьями решения. Трибуналы (их насчитывается 160) рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные и гражданские дела, превышающие компетенцию преторий, а в качестве второй инстанции — апелляционные жалобы на вынесенные преториями приговоры и решения. Все дела в трибуналах рассматриваются коллегиями в составе 3 профессиональных судей. Дела о наиболее серьезных уголовных преступлениях входят в компетенцию судов присяжных (их 94). В их составе 2 профессиональных судьи (один из них — председательствующий) и 6 заседателей, называемых "народными судьями". Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Жалобы на приговоры этих судов разбираются апелляционными судами присяжных (их 34), которые создаются по 1-2 в каждом из судебных округов апелляционных судов. В их состав входят наряду с 6 "народными судьями" по 2 профессиональных судьи, из которых один — судья Кассационного суда (председательствующий), а другой — член апелляционного суда. В 1988 г. реформирована система судов по делам несовершеннолетних. В каждом округе апелляционного суда учрежден самостоятельный трибунал, который состоит из 2 профессиональных судей и 2 экспертов (мужчины и женщины). Трибунал рассматривает дела о правонарушениях подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются в одной из палат апелляционного суда с участием 2 таких же экспертов. Учреждения административной юстиции в И. образуют самостоятельную систему во главе с Государственным советом. Он контролирует законность актов правительства и министерств и рассматривает жалобы на решения областных административных трибуналов. Эти трибуналы имеются в каждой из 20 областей и выступают как органы административной юстиции первой инстанции. Судьи назначаются президентом республики по представлению министра юстиции, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование, окончивших курсы Министерства юстиции и после конкурсного отбора зачисленных на должность судейского аудитора (стажера). Основную роль в назначении и перемещении судей, несменяемость которых провозглашена в Конституции, играет Высший совет магистратуры, возглавляемый президентом. В него входят по должности первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные 30 членов совета избираются (на срок 4 года каждый) на 2/3 судьями из судей различных инстанций и на 1/3 — парламентом из университетских профессоров и адвокатов. Расследование уголовных дел проводится органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расследованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следственными судьями, состоящими при трибуналах и назначаемыми из числа членов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных). Обвинение по уголовным делам поддерживают в суде представители прокуратуры либо назначенные преторами другие государственные служащие (в том числе офицеры полиции). Генеральные прокуроры при Кассационном и апелляционных судах, республиканские прокуроры при трибуналах представляют со своими сотрудниками иерархически организованную систему, которая функционирует под эгидой министра юстиции. Представители прокуратуры выступают в судах также при рассмотрении некоторых гражданских дел (например, при любом разбирательстве в Кассационном суде, при спорах о детях, о признании недееспособности и др.). Защиту по уголовным делам осуществляют адвокаты либо по выбору обвиняемого, либо назначаемые в порядке бесплатной юридической помощи, получение которой обставлено многочисленными формальностями. Согласно закону обвиняемый может иметь не более 2 защитников. При судебном разбирательстве гражданских дел стороны, как правило, должны быть представлены адвокатами. К выступлениям по гражданским и уголовным делам в Кассационном суде и других высших судах допускаются лишь самые опытные и квалифицированные адвокаты, включенные в список, который утверждается Высшим советом магистратуры.