Карелия (республика Карелия) - согласно Конституции, принятой Верховным Советом 30 мая 1978 г. (с изменениями 1984, 1989-1994 гг.), государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы в ведение федеральных органов государственной власти РФ в соответствии с Федеративным договором и закреплены Конституцией РФ. Столица К. — г. Петрозаводск.
Согласно Конституции, в К. установлена республиканская форма правления.
Законодательную власть в К. осуществляет Законодательное Собрание (ЗС) К. Оно является представительным и единственным законодательным органом. ЗС состоит из двух палат: Палаты Республики (ПР) и Палаты Представителей (ПП). ПР состоит из депутатов, избираемых сроком на 4 года, по округам, обеспечивающим следующее представительство: один депутат от 30 тыс. избирателей, но не менее одного от избирательного округа, совпадающего с территорией района, города республиканского подчинения. ПП состоит из депутатов, избираемых сроком на 4 года по многомандатным избирательным округам с нормой представительства два депутата от избирательного округа, совпадающего с территорией района, города республиканского подчинения.
Депутаты ПР работают в ЗС на постоянной основе, депутаты ПП освобождаются от основной работы (службы) на время заседаний палаты и за этот период получают вознаграждение из бюджета республики. Палаты принимают решения на совместных и раздельных заседаниях.
На совместных заседаниях принимаются: единый Регламент ЗС, присяга главы исполнительной власти, решения по вопросам, связанным с изменением положений Федеративного договора; утверждается структура исполнительной власти К.; дается согласие на назначение заместителей Председателя Правительства К.; заслушиваются ежегодные доклады главы исполнительной власти о положении в республике, выполнении республиканских программ, осуществлении внутренней политики и внешних связей К., послания главы ЗС; принимаются решения о назначении выборов органов государственной власти; формируются совместные рабочие органы обеих палат и др.
К ведению ПП относятся: принятие Конституции К., внесение в нее изменений и дополнений; вопросы административно-территориального устройства К.; принятие законов К. о выборах органов государственной власти и местного самоуправления; утверждение бюджета К., принятие законов о республиканских налогах и сборах; назначение референдумов К.; формирование ЦИК К.; выражение недоверия главе исполнительной власти К. и руководителям республиканских органов государственного управления; отставка главы исполнительной власти К.
К ведению ПР относятся: принятие законов К., кроме принимаемых ПП; контроль за исполнением бюджета К.; рассмотрение вопроса о введении, продлении и отмене чрезвычайного положения в К. и на отдельных ее территориях; ратификация договоров и соглашений К. и др.
Принятые Палатой Представителей законы К., за исключением законов по вопросам налогов и сборов на территории К., подлежат обязательному рассмотрению в ПР. Таким образом, ПР по отношению к ПП в законодательном процессе выполняет функции верхней палаты, за исключением отрешения от должности главы исполнительной власти, когда, наоборот, ПП выполняет роль верхней палаты (см. ниже).
Главой исполнительной власти и высшим должностным лицом К. является избираемый всем населением сроком на 4 года и не более чем на два срока подряд Председатель правительства К. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 и не старше 65 лет, проживающий в К. не менее 7 лет до выборов либо ранее проживавший в К. не менее 10 лет после достижения совершеннолетия.
Председатель правительства обеспечивает исполнение Конституции и законов К., РФ, а также принятых К. межреспубликанских и международных обязательств. Он представляет на утверждение ЗС структуру исполнительной власти; формирует правительство; назначает руководителей республиканских органов государственного управления, причем министров финансов, безопасности, внутренних дел — с согласия большинства избранных депутатов ПР; ведет переговоры и подписывает договоры от имени Карелии; вправе участвовать в работе ЗС, обладает правом законодательной инициативы; представляет ЗС ежегодные доклады о положении в республике, обращается с посланиями к ЗС и обращениями к народу; подписывает и официально опубликовывает в течение 10 дней законы, принятые ЗС или одобренные референдумом К., обладает правом отлагательного вето на принятые законы в течение 7 дней (но по преодолении вето двумя третями голосов ЗС или его палаты обязан подписать закон в течение 7 дней, в противном случае его подпишет председатель ПР в соответствии с Конституцией К.); вносит проект бюджета К. и отчет о его исполнении на утверждение ЗС; в установленном порядке объявляет, продлевает и отменяет чрезвычайное положение и др.
Председатель Правительства К. не вправе распускать либо приостанавливать деятельность ЗС, органов местного самоуправления, но может назначить референдум по вопросу о роспуске ЗС. Если на референдуме решение о роспуске СЗ не принимается, Председатель считается отрешенным от должности и назначаются выборы нового главы исполнительной власти. За нарушение Конституции и законов К. ПП вправе вынести решение о недоверии Председателю правительства. Вопрос передается в Конституционный Суд К. и его решением Председатель может быть отрешен от должности. Наконец, ЗС вправе отрешить Председателя от должности за совершенное преступление или правонарушение. Вопрос возбуждается ПР простым большинством голосов избранных депутатов и решается ПП большинством не менее чем двумя третями голосов избранных депутатов палаты.
Согласно Конституции, в К. признается и гарантируется местное самоуправление. Оно осуществляется в пределах территориальных и административно-исполнительных единиц. Вместе с тем Конституция предусматривает осуществление на местах функций государственного управления через соответствующие территориальные структуры (представителей) республиканских органов управления.
Правосудие в К. осуществляется Конституционным Судом (КС), Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом К., городскими, районными народными судами, мировыми судьями (ст. 86 Конституции К.). Функции надзора за соблюдением законов осуществляет прокуратура.
КС — высший орган судебной власти по охране конституционного строя. КС рассматривает дела о конституционности нормативных и иных актов органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, договоров К.; споры о компетенции между государственными органами, органами местного самоуправления. По жалобам на нарушение конституционных Прав и свобод граждан КС проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. КС отрешает от должности Председателя Правительства К.и руководителей республиканских органов государственного управления. (С. А.)