Комиссия Палаты Федерального Собрания - вспомогательный орган Государственной Думы или Совета Федерации, призванный обеспечивать осуществление конституционных полномочий. Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия, состав, положение о комиссии, а также дата представления и форма отчета о деятельности комиссии, включающего информацию об израсходованных финансовых средствах, определяются постановлением палаты. В составе палаты создаются два вида комиссий — постоянные и временные. Как правило, Регламент палаты перечисляет виды комиссий, создаваемых в составе этой палаты. Так, согласно ст. 30 Регламента Государственной Думы в составе палаты создаются следующие комиссии: а) мандатная; б) по этике; в) для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах; г) для дачи заключения, предусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции РФ, и др. Постоянные К.п. ФС создаются на весь срок полномочий палаты и по своему статусу приравниваются к комитету. Деятельность временной К.п. ФС ограничивается определенным сроком или конкретной задачей. Сроки деятельности временной К.п. ФС, как показывает практика, в случае необходимости могут по специальному постановлению палаты продлеваться. Государственная Дума довольно активно пользуется своим правом формирования временных комиссий, создаваемых для реальной проверки тех или иных фактов расследования конкретной ситуации, изучения какого-либо вопроса большой государственной важности. Совет Федерации, согласно Регламенту, вправе образовывать временные комиссии, однако, в отличие от Государственной Думы, практически данным правом не пользуется. К.п. ФС формируются обычно на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. При этом численный состав каждой К.п. ФС. определяется палатой. Регламент Государственной Думы устанавливает ограничения: в состав комиссии не могут входить, как правило, менее 12 и более 35 депутатов, хотя из этого правила были исключения. Председатели комиссий и их заместители (во многих случаях во временных комиссиях нет заместителей председателей, а в тех случаях, когда заместители есть, то почти всегда — не более одного), а также члены комиссий, избираются большинством голосов от общего числа депутатов (членов палаты), входящих в эту палату (в Государственной Думе — по представлению фракций и депутатских групп). В состав комиссий не могут избираться председатель палаты и его заместители. Происходящие изменения в составе К.п. ФС оформляются постановлениями палаты (в Государственной Думе с предварительного согласия соответствующих депутатских объединений). Регламент палаты наделяет комиссии достаточно широкими полномочиями для решения возлагаемых на них задач. Они вправе запрашивать, а органы государственной власти, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и их должностные лица обязаны в десятидневный срок предоставлять необходимые для работы комиссии материалы; приглашать на свои заседания должностных лиц органов государственной власти, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций. Постановлением Совета Федерации от 15 января 2002 г. № 112 в составе Совета Федерации образованы комиссии: по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации; по взаимодействию со Счетной палатой; по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации; по делам молодежи и спорту; по информационной политике; по естественным монополиям. (В.Ч.)