Конвенция Оон По Морскому Праву - – принята в 1982 г. Третьей Конференцией ООН по морскому праву. Вступила в силу в 1994 г. СССР подписал Конвенцию в 1982 г. Россия ратифицировала в 1997 г. Состоит из 320 статьей, сведенных в 17 частей и 9 Приложений. Имеет преимущественную силу в отношениях между государствами-участниками перед Женевскими морскими конвенциями 1958 г. Конвенция является первым всеобъемлющим договором, охватывающим практически все аспекты освоения и использования пространств и природных ресурсов Мирового океана. Подтверждая и дополняя ряд предложений Женевских морских конвенций 1958 г., она содержит много новых норм и принципов международного морского права, которые сформировались в новых условиях научно-технической революции и перестройки международных отношений. Конвенция содержит нормы и принципы, определяющие правовой режим и пределы морских пространств, входящих в состав государственной территории (внутренние морские воды, территориальное море, архипелажные воды), и пространств, образующих зоны функциональной юрисдикции (прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф). Впервые в договорной форме был установлен универсальный 12-мильный предел ширины территориального моря. Изложены различные методы определения исходных линий. Определяются условия использования традиционного права мирного прохода через территориальные воды и перечислены конкретные виды деятельности, которые рассматриваются как нарушение мирного характера прохода. Введена концепция транзитного прохода через территориальные воды в проливах, используемых для международного судоходства (между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны). Применительно к государствам-архипелагам введено понятие архипелажных вод в пределах, ограниченных архипелажными исходными линиями. Признавая, что суверенитет государства-архипелага распространяется на архипелажные воды, воздушное пространство над ними, а также на их дно и недра, равно как и на их природные ресурсы, Конвенция установила право архипелажного прохода по морским коридорам, которое представляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны. Установленный Конвенцией особый правовой режим исключительной экономической зоны в пределах 200 морских миль, отмеряемых от исходных линий, представляет новацию в международном морском праве. В пределах зоны прибрежное государство обладает суверенными правами в отношении разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. При осуществлении в зоне своих прав и выполнении своих обязанностей прибрежное государство должно учитывать права и обязанности других государств. Все государства, в том числе и те, которые не имеют выхода к морю, пользуются в зоне свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящегося к этим свободам. Конвенция расширила юридическую концепцию континентального шельфа, распространив ее на континентальный склон и подъем. Конвенция восприняла определение содержания прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа в том виде, как оно было принято Конвенцией о континентальном шельфе, т.е. как исключительные суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него наряду со свободами судоходства, полетов, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые в соответствии с международным правом, и проводить морские научные исследования. Перечень этот является индикативным, а не исчерпывающим. Положение Конвенции, которым открытое море резервируется для мирных целей, направлено на создание необходимых мирных условий для освоения и использования пространств Мирового океана в интересах всех стран. Ряд положений Конвенции, в том числе и те, которые относятся к определению национальности судов, имеют важное практическое значение для укрепления правопорядка в Мировом океане. Конвенция предусмотрела также дополнения и изъятия из принципа исключительной юрисдикции государства флага над своими судами в открытом море. Так, право преследования по «горячим следам» иностранного судна может осуществляться за нарушение законов и правил, совершенное не только в пределах территориального моря, но и в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Предусмотрено право остановки судна, не имеющего национальности. Введено изъятие для борьбы с несанкционированным радио — и телевизионным вещанием из открытого моря. Помимо государства флага, право на задержание и арест судна, занимающегося несанкционированным вещанием, предоставлено государству, гражданином которого является виновное лицо, государству регистрации установки, государству, на территории которого могут приниматься передачи, и государству, санкционированной радиосвязи которого чинятся помехи. Специальная часть конвенции посвящена защите и сохранению морской среды от загрязнения. Наибольшее внимание уделено регулированию предотвращения загрязнения моря с судов. Основная ответственность за соблюдение судами общепризнанных международных норм и стандартов, содержащихся в специальных конвенциях, принятых под эгидой Международной морской организации или иным образом, возложена на государство флага судна. В этих целях государство должно обеспечивать, чтобы суда под его флагом отвечали применимым к ним международным нормам и стандартам. В случае нарушения судном каких-либо международных правил государство флага, независимо от места совершения нарушения, обязано безотлагательно его расследовать и в соответствующих случаях начать в отношении виновных преследование, включая уголовное. Существенным новшеством является концепция «юрисдикции государства порта» о соблюдении иностранными судами международных норм и стандартов, относящихся к сбросам загрязняющих веществ. Любому государству, в порт которого зашло иностранное судно, предоставляется право провести расследование предполагаемого нарушения международных норм и стандартов, совершенного за пределами территориальной юрисдикции такого государства (т.е. в открытом море), а при наличии достаточных доказательств начать преследование для наказания виновных в соответствии со своим законодательством. Наряду с этим конвенция содержит специальный раздел о гарантиях, которые направлены на защиту интересов международного судоходства от возможных злоупотреблений со стороны прибрежных государств. Конвенция содержит международно-правовую основу для осуществления морских научных исследований. Предусматривая разрешительный режим для их проведения в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе в пределах 200 миль и особый порядок за этим пределом, конвенция оговаривает получение согласия прибрежного государства рядом условий, которые должны соблюдаться государством или международной организацией, намеревающимися провести исследования. По общему правилу, прибрежное государство должно давать согласие на проведение исследований и может отказать в этом лишь в весьма ограниченных и строго определенных конвенцией случаях. Конвенция предусматривает детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с ее толкованием или применением.