Конституционная Поправка

Конституционная Поправка - право определенного Конституцией РФ круга субъектов вносить в гл. 3-8 Конституции изменения и дополнения (исключение, новая редакция какого-либо из положений, внесение новых положений) на основании и в порядке, установленных самой Конституцией. Она устанавливает (ч. 1 ст. 135), что гл. 1, 2, 9 не могут быть изменены или дополнены Федеральным Собранием, т.е. в них не могут быть внесены конституционные поправки. Толкование ст. 136 Конституции предусматривающей порядок приняты поправок, дано Конституционные Судом РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. В нем, в частности, указывается, что поправки в смысле ст. 136 Конституции принимаются в форме особого (т.е. отличающегося от конституционного федерального закона) акта — федерального закона о поправке к Конституции РФ. Положение ст. 136 Конституции о том, что поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований ч. 2 ст. 108 Конституции РФ об одобрении данного акта большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Должно быть также соблюдено положение ст. 134 Конституции РФ, устанавливающее круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ (см. Инициатива пересмотра Конституции РФ). Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ Закон РФ о поправке к Конституции РФ подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Положения ст. 136 Конституции РФ о порядке внесения поправок к гл. 3-8 Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". В соответствии с данным Законом поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в форме федерального закона РФ о поправке к Конституции РФ. При этом данный закон получает наименование, отражающее суть данной поправки. Порядок внесения предложений о поправке к Конституции РФ, принятия соответствующего закона, его одобрения и вступления в силу следующий: а) предложение о такой поправке вносится в Государственную Думу в виде проекта закона, предполагающего исключение, дополнение либо новую редакцию положений гл. 3-8 Конституции РФ; б) поступивший законопроект направляется в комитет, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства; в) рассмотренный в трех чтениях палат проект закона о поправке к Конституции РФ считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы; г) одобренный Государственной Думой проект закона о поправке к Конституции подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации. При этом закон о поправке к Конституции РФ считается принятым, если за него проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации; д) в течение не позднее 5 дней со дня принятия такого закона Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст данного закона. Одновременно в указанный срок Председатель палаты направляет принятый закон о поправке в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для рассмотрения; е) закон о поправке к Конституции рассматривается законодательным (представительным) органом субъекта РФ в срок не позднее 1 года со дня его принятия, после чего этот орган в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе направляет его в Совет Федерации; ж) на своем очередном заседании, следующим за днем истечения срока рассмотрения законодательным (представительным) органом субъекта РФ федерального закона о поправке к Конституции, Совет Федерации устанавливает результаты этого рассмотрения и принимает соответствующее постановление. Данное постановление в течение 7 дней со дня принятия может быть обжаловано Президентом РФ, законодательным органом субъекта РФ в Верховный Суд РФ; з) одобренный законодательными органами (не менее чем 2/3 субъектов РФ) закон РФ о поправке к Конституции в течение 7 дней со дня установления Советом Федерации результатов его рассмотрения законодательными органами субъектов РФ направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования; и) в срок не позднее 14 дней со дня получения закона Президент РФ обязан подписать его и опубликовать (право вето к таким законам неприменимо). Принятый закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу. Принятая поправка к Конституции РФ подлежит внесению Президентом РФ в текст Конституции РФ. В месячный срок со дня вступления в силу закона РФ о поправке к Конституции РФ Президент осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками. Попытки внести поправки в действующую российскую Конституцию предпринимаются участниками законодательного процесса. Главным образом эти поправки касаются ст. 3, 83, 90, 100-105 Конституции. Основная их часть связана с перераспределением полномочий между Президентом и Федеральным Собранием, расширением контрольных функций последнего. Так, смысл поправки к ст. 83 заключается в передаче права утверждать Военную доктрину Российской Федерации от Президента в ведение одной из палат Федерального Собрания. Предложение о поправке к ст. 103 Конституции связано с расширением полномочий Государственной Думы путем наделения ее правом давать согласие на назначение заместителей Председателя Правительства и т.н. "силовых" федеральных министров. Предложения о поправке к ст. 100 направлены на предоставление палатам Федерального Собрания права по их решению собираться совместно и в иных случаях, кроме как в перечисленных в Конституции. Предлагаемые Государственной Думой поправки к ст. 101, 102, 103 Конституции предполагают закрепление за палатами парламента права на создание комиссий для проведения парламентских расследований. Поправка к ст. 104 Конституции касается установления месячного срока для предоставления Правительством заключений по законопроектам, перечисленным в ч. 3 ст. 104 Конституции. Поправка к ст. 105 Конституции предлагает увеличение срока рассмотрения Советом Федерации принятых Государственной Думой Федеральных законов с 14 до 30 дней. Предложения о поправках к ст. 109 и 125 Конституции направлены на расширение полномочий Конституционного Суда, в частности возложение на него обязанности давать заключения о наличии конституционных оснований для роспуска Государственной Думы в случае неиспользования Президентом полномочий, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции, т.е. при выражении нижней палатой недоверия Правительству. (В.Ч.)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я