Конституционно-договорная Федерация - государство, возникшее на основании конституции и договора между субъектами федерации и федеральным центром. Это федерация с элементами конституционной и договорной федеративной государственности. К.-д.ф. — это не реальность (политическая практика), а концепция, согласно которой К.-д.ф. признается федеративное государство, учрежденное договором и конституцией, но приоритет с юридической точки зрения принадлежит конституции. Если конституционная федерация создается и преобразуется в результате принятия конституции, то конституционно-договорная федерация основывается как на конституции, так и на предваряющем ее принятие договоре между субъектами федерации и федеральным центром. Сходной с данной моделью федерации является договорно-конституционная федерация, т.е. такая федерация, когда вначале заключается федеративный договор, а в последующем принимается конституция, закрепляющая федеративный статус государства. Инкорпорирование (включение) норм Федеративного договора в действовавшую Конституцию РСФСР означало, что Российская Федерация приобрела статус конституционно-договорной. Этот статус Россия сохранила до принятия ныне действующей Конституции. О стремлении некоторых регионов (в особенности республик) сохранить договорную основу с центром свидетельствовали результаты референдума 12 декабря 1993 г. по Конституции РФ. Результаты голосования показали, что в семи республиках (Башкортостан, Мордовия, Чувашия, Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Тыва) и десяти областях граждане голосовали против принятия новой федеральной Конституции. В двух республиках (Татарстан и Чечня) референдум не состоялся. После принятия Конституции наметилась тенденция путем заключения индивидуальных двусторонних договоров субъектов Федерации с РФ установить особый статус регионального образования, несколько отличный от закрепленного в Основном законе страны. Всего было заключено 42 таких договора. Ныне такая практика признана нежелательной, а вопросы разграничения полномочий между центром и регионами урегулированы Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". По состоянию на 1 мая 2002 г. 24 вышеназванных договора расторгнуты их участниками, 14 — продолжают действовать. Сторонники признания России К.-д.ф. исходят из того, что правовыми основаниями образования РФ являются и федеральная Конституция, и Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Конституция РФ 1993 г., действительно, закрепила основную часть положений Федеративного договора в своих нормах, одновременно признав Договор источником правового регулирования федеративных отношений. В то же время она определила безусловный приоритет собственных норм над положениями Федеративного договора (ст. 4, 5, 11, 15, абз. 4. п. 1 Заключительных и переходных положений Конституции РФ). Следовательно, вести речь о паритете разнопорядковых по юридической силе правовых норм по меньшей мере некорректно. (В.Ч.)