Конституционное Право - ведущая отрасль национальной правовой системы, представленная совокупностью правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Предметом К.п. являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета российского народа во всех его формах, функционирования институтов представительной и непосредственной демократии, а его специальная роль и назначение заключаются в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества. Это направление правового регулирования — исключительная прерогатива К.п. В этом смысле К.п. есть часть правовой системы, закрепляющая (учреждающая) систему конституционных ценностей и обеспечивающих их охрану и реализацию. В системе конституционных ценностей основными, базовыми являются: 1) суверенитет народа, 2) свобода личности и 3) власть. В условиях демократии высший гуманистический смысл и социальное назначение К.п. заключаются в том, чтобы закрепленная в Основном законе страны формула "человек, его права и свободы являются высшей ценностью" получила предметное воплощение в конституционной практике. Соответственно предметом регулирования К.п. охватываются две основные группы отношений: во-первых, это отношения, связанные с охраной и реализацией основных прав и свобод человека и гражданина; во-вторых, это отношения, связанные с организацией и функционированием системы власти. Вторая группа отношений является зависимой, производной по отношению к первой. Согласно Конституции "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства" (ст. 2); "права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18). Это означает, что институт прав и свобод определяет характер и объем властеотношений, пределы и формы их распространения. Более детальное определение круга отношений, относящихся к предмету К.п., предполагает учитывать специфическую особенность конституционно-правового регулирования. Она состоит в том, что в одних сферах жизни общества К.п. непосредственно в полном объеме регулирует общественные отношения (такие отношения выступают предметом правового регулирования только в К.п.), а в других — лишь основополагающие, т.е. такие, которые предопределяют содержание остальных отношений в этих сферах (это базовые отношения, складывающиеся в политической, экономической, социальной и духовной областях жизни общества). Первую группу отношений образуют те из них, которые связаны с функционированием главных составляющих государства (население, территория, власть) и соответственно возникают в связи с регулированием правового положения населения, территории и государственной власти. Население представлено совокупностью граждан и иных лиц, находящихся под юрисдикцией государства. Правовой статус граждан — гражданство, основные права, свободы и обязанности, их гарантии, а также правовое положение иностранных граждан, беженцев, лиц, которым на территории России предоставляется политическое убежище, — все это непосредственный и преимущественно специфический объект конституционно-правового регулирования, несвойственный иным отраслям права. Территория в государствоведческом смысле, или территориальная организация государства, есть то пространство (сухопутное, водное и воздушное), на которое распространяется государственная власть. Соответственно сеть федеративных отношений — это также исключительная прерогатива правового регулирования норм конституционного права. Государственная власть — важнейшая составляющая государства, его субстанция. Регулирование отношений, возникающих в связи с формированием институтов государственной власти и ее осуществлением, также исключительная прерогатива К.п. К этому блоку отношений примыкают все отношения, связанные с проведением выборов, формированием законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов государственной власти, определением их конституционно-правового статуса и режима деятельности, конституционных основ взаимоотношений с населением, формы контроля институтов гражданского общества за деятельностью институтов государственной власти и др. Что касается второй группы отношений, то к таковым относятся те из них, которые, складываясь в разных сферах жизнедеятельности общества (не только в политической, но и в экономической, социальной и духовной), обладают конституционно-правовыми свойствами: а) их участниками являются субъекты конституционного права (федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, граждане, общественные и религиозные объединения, политические партии, соответствующее территориальное образование, многонациональный народ или население соответствующей территории, физические лица и общественные образования, наделенные конституционной правосубъектностью); б) объектом таких отношений (того, по поводу чего они возникают) выступают конституционные ценности: государственная территория, государственная власть, местное самоуправление, различные блага — имущественные (включая материальные ценности и материальное обеспечение) и неимущественные (например, свобода преподавания, литературного, художественного творчества) и др.; в) конституционные отношения возникают на основании соответствующих государственно-правовых (конституционно-правовых) фактов, предусмотренных гипотезами соответствующих конституционно-правовых норм; г) содержанием таких отношений выступает соответствующее конституционное поведение. К.п. пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Соответственно ему присущи все черты публично-правового метода регулирования общественных отношений: властный характер, императивность, директивность. Вместе с тем К.п. располагает особым средством конституционного воздействия — так называемым общим установлением, характеризующим учредительным характером и существенно отличающимся от иных средств правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов участников правовых отношений. Конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в общих конституционных отношениях (к примеру, ст. 10 Конституции РФ); находят выражение в форме конституционного закрепления (компетенции органа власти, правового статуса физического лица). Специфика общего конституционного установления заключается в том, что оно не требует специфически юридических средств обеспечения, т.е. юридических санкций, имеет статутный характер, отличается специфичностью действия. Общие конституционные установления проявляются как непосредственно в конституционном поведении (обладая свойством непосредственного, прямого действия), так и опосредованно, в конкретизирующих их законах, иных нормативных правовых актах. Особенность конституционно-правового регулирования заключается в широком использовании наряду с типичными директивными, императивными публично-правовыми средствами регуляции так называемых "мягких" средств регулирования. Это проявляется в использовании в правовом регулировании таких нормативных регуляторов, как конституционные договоры (выраженные в международных договорах России, в договорах и соглашениях, заключаемых между федеральными и региональными органами государственной власти), конституционные обычаи и конституционные прецеденты, а также тем, что в системе К.п. значительное число диспозитивных норм, что в общем-то нехарактерно для публично-правового метода регулирования. Общие установления выступают в форме конституционного закрепления. В выборе средств правового регулирования определяющим является предмет регулирования. Соответственно двум принципиально отличающимся группам отношений используются два типа правового регулирования. Отношения, связанные с реализацией гражданами принадлежащих им основных прав и свобод, регулируются на основе общедозволительного типа регулирования ("разрешено все, что, не запрещено законом"). Что касается отношений граждан с властью, то их регулирование осуществляется в соответствии с разрешительным принципом правового регулирования ("разрешено то, что прямо предусмотрено законом"). Таким образом, гражданам и их объединениям средствами К.п. предоставляется максимум свободы поведения, а деятельность властных структур, их должностных лиц жестко нормируется, ограничивается свобода усмотрения. (В.Ч.)