Конституционный Закон (федеральный Конституционный Закон) - один из видов нормативных правовых актов РФ, предусмотренных Конституцией РФ.
К. з. — одно из наиболее спорных понятий конституционного права, вызывающих различные трактовки.
По предмету регулирования можно обозначить следующие практические и научные подходы: К. з. считают один или несколько актов, в совокупности образующих (официально или фактически) конституцию государства. Например, Конституция Австрии официально носит наименование Федеральный конституционный закон. Или, к примеру, с преобразованием в 1961 г. Тувинской автономной области в Тувинскую автономную республику в составе РСФСР Верховный Совет ТАССР принял 4 закона по вопросам ее общественного устройства и государственной организации. В то время предполагалось скорое принятие новой Конституции СССР, соответственно и РСФСР (фактически все затянулось до 1977 г.), поэтому принимать Конституцию автономной республики до их появления сочли нецелесообразным. Указанные акты в совокупности выполняли роль Конституции АССР (и восполняли ее отсутствие). Они не назывались Конституционными законами, хотя выполняли их назначение; Конституционным называют закон, регулирующий определенные общественные отношения вместо отменяемой с его принятием главы конституции или в дополнение к конституции. Такой К. з. действует вместе с конституцией, становится ее частью. Например, до 1968 г. Чехословакия была унитарным государством. В 1968 г. она преобразуется в федеративное государство, принимается Конституционный закон о Чехословацкой федерации,заменивший соответствующую часть Конституции этой страны. Естественно, этот акт стал составной частью Конституции ЧССР; К. з. в практике некоторых стран и по позиции отдельных ученых считаются законы о внесении изменений и дополнений в конституцию; по мнению ряда авторов, к числу К. з. или актов, имеющих характер К. з., следует также отнести декларации о принятии конституции, о провозглашении конституции, о принятии и объявлении конституции, законы о порядке введения в действие конституции; К. з., с точки зрения некоторых ученых, — все те законы, принятие которых либо прямо предусмотрено, либо вытекает из конституции; К. з. — это законы по достаточно определенному кругу вопросов, обозначенному в конституции, причем принятые по этим вопросам акты официально именуются Конституционными законами. Критерием выделения этой группы вопросов в конституции является их важность, а наименование актов по этим вопросам придает особую значимость соответствующим общественным отношениям и направлено на повышенное обеспечение их стабильности.
По правовым признакам К. з. характеризуют: необходимость большего числа поданных голосов при их принятии парламентом или его палатами (квалифицированное большинство); специфика вступления в силу (например, невозможность вето президента на такие законы); более высокая юридическая сила по сравнению с иными законами, а тем более с иными нормативными правовыми актами — все они должны соответствовать не только конституции, но и К. з.
В Российской Федерации федеральные конституционные законы (ФКЗ) — это законы по определенному кругу вопросов, названных в Конституции РФ (по предмету — это последняя из групп К. з., названных выше). ФКЗ принимается квалифицированным большинством голосов палат Федерального Собрания РФ, имеет более высокую юридическую силу по сравнению с обычными федеральными законами и тем более с иными правовыми актами. Для принятия ФКЗ требуется одобрение не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый ФКЗ подлежит подписанию в течение 14 дней Президентом РФ и обнародованию (в отличие от простых федеральных законов право вето Президента не предусмотрено). Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции, федеральные законы РФ не могут противоречить ФКЗ.
Конституция РФ не дает оснований для того, чтобы ставить ФКЗ на один уровень с самой Конституцией и тем более считать их частью Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 15, законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Данное положение распространяется и на ФКЗ. (Более подробно о круге вопросов ФКЗ см.: Федеральный конституционный закон.) (С. А.)