Конфликта Теории - в криминологии теории, объясняющие преступность наличием в обществе обособленных групп со сталкивающимися интересами и ценностями. К.т. возникли на основе положений, разработанных Г. Зиммелем (1858-1918), который считал, что конфликт является универсальной формой взаимодействия групп в обществе. Когда сталкиваются интересы и цели различных групп, возникает конфликт. Чтобы сохранить свое место и положение в постоянно меняющемся мире, группы всегда должны быть готовы к самозащите. Само понятие "группа" при этом употребляется в двух смыслах. Во-первых, это различные общественные группировки: семья, население небольшого района города, город в целом, национальная группа, группа лиц с одинаковым доходом, общество в целом. Во-вторых, это те или иные группы преступников, несовершеннолетних правонарушителей или делинквентов (см. Делинквентность). Исследования супругов Шел и Элеоноры Глюк показали, что почти все делинквенты (правонарушители) предпочитают находиться вместе с другими делинквентами. Именно в "группе" сторонники этой теории ищут ответ на все вопросы относительно причин преступности, ее предупреждения и даже карательной политики. В основе объяснения преступности, предложенного американским ученым Т. Селлином, лежит конфликт культур, источником которого могут быть различия в расовых, этнических, религиозных, экономических, профессиональных, философских и любых других аспектах культуры. Различия воззрений на жизнь, привычки, стереотипы затрудняют взаимопонимание людей, что может озлобить их в отношении представителей иных культур. Такой подход помогает, в частности, объяснению высокого уровня преступности среди детей иммигрантов. На основе этой теории американский социолог А. Коэн в 1955 г. разработал концепцию конфликта субкультур. А. Коэн еще более уменьшил масштаб социальных групп и рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок). В этих микрогруппах формируются свои мини-культуры (взгляды, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработанных такой группой). Криминальная субкультура находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями. Попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от социальных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм криминальной субкультуры. Практические выводы из этой теории заключались в необходимости контролировать процессы иммиграции, принимать меры по сближению культур различных социальных слоев и групп, устранять противоречия. Эта теория позволяет учитывать воздействие на преступность ближайшего окружения человека.