Аристотель, Правовые И Политические Взгляды - (384-322 гг. до н.э.) — один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. Ученик и критик Платона. А. родился в эллинском городе Стагире (восточное побережье п-ва Халкидика), поэтому в литературе его иногда называют Стагиритом. В 17 лет приехал в Афины, учился там, а затем преподавал в платоновской Академии. В 347 г. до н.э. А. основал свою философскую школу — Ликей (лицей). А. написал большое количество произведений, но многие из них утеряны. Исследованию политико-правовых явлений посвящены такие сохранившиеся работы, как «Политика», «Афинская политая» и «Этика». Государственно-правовая проблематика рассматривается А. с позиций идеального понимания греческого полиса (города-государства), в котором происходит политическое общение людей — свободных и равных. Государство возникло, подобно семье и селению, в результате естественного развития. Семья и селение — это первичные формы общения людей, государство — высшая форма общения, которая объединяет все остальные. В государстве все формы общения достигают своей цели (блага) и получают завершение. Человек — существо политическое по своей природе, и в государстве он завершает свое развитие. А. считает, что не все народности достигли такого уровня. Например, варвары, у которых не развита человеческая природа, не способны создать политическую форму жизни. В этом проявилась эллиноцентристская позиция А. Гражданином может быть только тот, кто «обладает совокупностью гражданских прав», может участвовать в отправлении функций законосовещательной и судебной власти государства. Определение государства зависит от понятия гражданина. С этой точки зрения государство — достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. В каждой форме государства имеется свое понятие гражданина (отсюда вывод А., что с изменением понятия гражданина — и соответственно формы государства — изменяется само государство). Критерием определения формы государства у А.является верховная власть. Государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, А. делит формы государства на правильные и неправильные. В государствах правильных форм правители руководствуются общественной пользой, неправильных — личными интересами. Согласно А., возможны шесть форм государственного строя: три правильные и три неправильные. Из форм правления, имеющих в виду общую пользу, правильны: монархия (или царская власть) — правление одного; аристократия — правление немногих (но более одного) и полития — правление большинства. А. считает последнюю самой правильной формой. Все остальные формы — отклонения от политии. Как лучшая форма государства, она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но не имеет их недостатков. Полития — «средняя» форма государства, основанная на «среднем элементе» — наилучшем классе общества со средним размером имущественного состояния, которому и принадлежит власть в государстве. Все правильные формы государственного устройства могут при известных условиях отклоняться и вырождаться в неправильные: тиранию, олигархию, демократию. А. критикует крайнюю демократию, так как власть в ней принадлежит демосу, а не закону, и с одобрением относится к цензовой демократии, которая считается с законом и основывается на примирении богатых и бедных. Тирания — наихудшая из форм государственного строя и всего дальше отстоит от его сущности: она не направлена на защиту интересов подданных и всегда возникает против их желания. Олигархия — вырожденная форма аристократии, считает А. Это своекорыстное господство меньшинства, состоящего из богатых. Демократия — такая же своекорыстная форма господства большинства, состоящего из бедных. Отсутствие равенства, по А., есть та причина, по которой происходят в государстве междоусобицы и мятежи. Когда в обществе нарушается относительный характер равенства и искажается принцип политической справедливости, возникают перевороты. Принцип политической справедливости требует руководствоваться либо количественным равенством, либо равенством по достоинству. В демократии относительное равенство влечет за собой абсолютное равенство, а в олигархии, наоборот, относительное неравенство вызывает неравенство абсолютное. Такая ошибка в исходных принципах государственных форм и приводит к переворотам. А. предлагает свой проект идеального государства, который он противопоставляет отвергнутым теориям государственного устройства (Платона, Фалея Халцедонского и др.), а также осужденным формам реально существовавших в его время государств. В «Политике» (гл. II кн. I), характеризуя идеальное государство, А. говорит о большом числе рабов в нем. При этом рабы исключаются из числа членов общества, обладающих политическими правами. Рабы даже не входят в состав аристотелевского государства; они его экономическая и социальная предпосылка, но не признанный политический элемент. Гражданских прав лишены также ремесленники, торговцы, «толпа матросов». Территория государства должна быть хорошо ориентирована по отношению и к морю, и к материку. Земля в государстве делится на две части: для общего пользования и для частного владения граждан. Хороший законодатель, истинный политический деятель, по мнению А., должен обеспечить гражданам досуг и мир, поскольку «конечной целью войны служит мир, работы — досуг». А. высоко ценил благо мира. Он считал войну противной идее права. Эту мысль развили в дальнейшем критики войны и сторонники «вечного мира», в частности немецкие мыслители Кант и Фихте. У А., как и у Платона, справедливое и законное совпадают. Право — это политическая справедливость и норма политических отношений между людьми. «Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения», — полагал А. Право вообще А. называл «политическим правом», так как неполитическое право невозможно. Право вообще, по А., отсутствует в неполитических формах правления, например в деспотиях. Политическое право бывает двух видов — естественное и условное (волеустановленное). В учении А. эти два вида различаются между собой, но оба относятся к политическим явлениям. Естественное право А. определяет как такое, которое «везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его». К условному праву А. относит всеобщие соглашения и установления закона, причем последние делятся на писаные и неписаные. Неписаные законы включают в себя также правовые обычаи (обычное право). Под условным правом у А. понимается все то, что позже стало обозначаться термином «позитивное (положительное) право». В концепции А. существенным качеством закона признается его соответствие праву и политической справедливости. «Всякий закон в основе предполагает своего рода право». Отступление закона от права приводит к вырождению закона в средство деспотизма. Политическое правление основано на законе и не зависит от людей. А. считал, что правители подвержены чувствам, закон же — «уравновешенный разум». Историческая заслуга А. заключается в попытке энциклопедического охвата действительности и систематизации ее в учении о государстве и праве.