Международное Космическое Право - складывающаяся в процессе освоения человечеством внеземного пространства отрасль международного права, которая представляет собой совокупность юридических принципов и норм, определяющих правовое положение Космоса с находящимися в нем небесными телами и предназначенных регулировать правоотношения, возникающие в связи с изучением и использованием данной пространственной сферы субъектами международного права. Основные начала М.к.п. установлены Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967г. По этому многостороннему (более 90 государств) соглашению его участники: а) осуществляют все виды космической деятельности в соответствии с международным правом; б) действуют на благо и в интересах всех стран исходя из того, что космическое пространство является достоянием всего человечества; в) признают, что Космос и заполняющие его природные объекты не подлежат национальному присвоению; г) учитывают, что данная природная сфера открыта для исследования и использования всеми государствами без какой-либо дискриминации; д) сознают, что Луна и другие небесные тела используются исключительно в мирных целях; е) не допускают вредного загрязнения Космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки в нее внеземного вещества; ж) несут за свою деятельность международную ответственность. Из Договора 1967 г. и других многосторонних международных соглашений вытекает ряд прав государств в связи с осуществлением космической деятельности, а именно: использовать любое оборудование или средства, а также военный персонал для проведения научных исследований или для каких-либо иных мирных целей; сохранять юрисдикцию и контроль над запущенными космическими объектами и их экипажами, а также право собственности в отношении космических объектов вне зависимости от того, где таковые могут находиться; посещать (на основе взаимности и после надлежащего уведомления) все станции, установки и космические корабли, находящиеся на небесных телах. Предусматривается значительный перечень обязанностей, налагаемых на государства: оказывать космонавтам других государств помощь в случае бедствия и вынужденной посадки за пределами запускающего государства и незамедлительно их возвращать: незамедлительно информировать другие государства или Генерального секретаря ООН об установленных космических явлениях, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья космонавтов; возвращать запустившему государству обнаруженные космические объекты; на равных основаниях рассматривать просьбы других государств о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом космических объектов. Государство обязано заносить в национальный реестр каждый запущенный им в Космос объект, регистрировать его в ООН, сообщая Генеральному секретарю ООН свое название, обозначение или регистрационный номер, дату запуска, параметры орбиты и т.д. М.к.п. до настоящего времени еще не выработало конвенционных норм, которыми бы определялась четкая граница, отделяющая Космос от земного пространства, от атмосферы. Между тем необходимость в этом весьма актуальна, поскольку с этим связана проблема безопасности, а также вопрос о том, согласуется ли космическая деятельность с принципами суверенитета границ, установленных в качестве императивных норм (jus cogens) международного права. Особенно последнее относится к государствам, расположенным в экваториальном поясе Земли, ибо искусственные спутники, выводимые на геостационарную орбиту (36 тыс. км над земной поверхностью), находятся над территорией того или иного из них постоянно, как бы зависая над нею. Практика, а вслед за нею и теория международного права стали исходить из того, что искусственные спутники Земли, даже находящиеся на низко расположенных орбитах, все же считаются вышедшими за пределы воздушного пространства, на которое распространяется суверенитет государства. Верхний (внешний) предел атмосферы Земли, как известно, расположен на высоте 100-110 км.; его и принято теперь считать границей действия государственного суверенитета, границей, отделяющей земное пространство от космического. М.к.п. устанавливает для некоторых видов космической деятельности специальный правовой режим: непосредственное телевизионное вещание на конкретное иностранное государство возможно только на основе достигнутого с ним соглашения; исследовательская деятельность в отношении самой Земли с применением космических средств — дистанционное зондирование — должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН. Особенностями института ответственности в М.к.п. является, во-первых, то, что ей придан международный характер, означающий, что ее субъектами выступают государства, а не физические лица, независимо от того, кто является потерпевшей или виновной стороной; во-вторых, то, что здесь ответственность имеет абсолютный характер, т.е. не зависит от наличия или отсутствия (должна лишь быть установлена причинная связь ущерба и космической деятельности конкретного государства).