Международно-правовой Статус Каспийского Моря - – как внутриконтинентального моря (inland sea) сформировался в XVI-XIX веках договорами прибрежных государств, которых в то время было два – Персия (Иран) и Россия (потом СССР), и был признан мировым сообществом. В основе международно-правового статуса Каспия лежат его физико-географические характеристики бессточного водоема, обладающего признаками как озера (отсутствие естественной связи с Мировым океаном), так и моря (размеры, характер естественных процессов и происхождение). Крупными вехами в истории становления международно-правового статуса Каспия были Гюлистанский мирный договор 1813 г. и заменивший его Туркманчайский мирный договор 1828 г., договор России и Персии 1921 г., Конвенция о поселении, торговле и мореплавании 1931 г., Договор о торговле и мореплавании 1940 г. Такой статус определяется двумя основными чертами: 1) полным и исключительным правом прибрежных стран на пользование пространствами и ресурсами как их общим достоянием; 2) ограничением, а в некоторых отношениях полным исключением участия неприбрежных государств в использовании пространств и ресурсов Каспия. В рамках этой концепции прикаспийские государства-участники указанных договоров пользуются свободой судоходства и другими, правомерными с точки зрения международного права, видами морепользования. Они обладают исключительным правом на природные ресурсы Каспия. Статус морского дна и его недр, как общего достояния, предполагает либо совместную разработку с последующим распределением доходов, либо пространственный раздел самих ресурсов на основе равных прав всех прибрежных государств. Согласно существующему статусу Каспия, неприбрежные государства могут допускаться к морепользованию лишь с общего согласия всех прибрежных государств. Такое согласие может быть обусловлено следующими требованиями: а) обеспечением военно-политической безопасности; б) обеспечением экологической безопасности; в) соблюдением природоресурсных прав и интересов прибрежных стран. С распадом СССР и появлением трех новых прикаспийских государств политическая ситуация в регионе изменилась, с учетом этого договорно-правовой статус Каспия конкретизируется. Новые проблемы обеспечения политической безопасности, управления биоресурсами Каспия, защиты окружающей среды, распределения и освоения минеральных ресурсов, ставят вопрос о разработке новых элементов статуса Каспия. Алма-Атинская декларация, подписанная главами новых независимых государств-членов СНГ, гарантировала выполнение этими государствами международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Тем самым подтвержден статус Каспийского моря как водоема, на который распространяются права исключительно его прибрежных государств. В октябре 1992 г. в Тегеране представители прикаспийских государств пришли к соглашению о необходимости создания организации по сотрудничеству прикаспийских стран и скорейшего формирования ряда комитетов: по изучению и колебанию уровня Каспийского моря, по защите окружающей среды, по сохранению и использованию биоресурсов, по правовому статусу Каспия, по судоходству, по научным проблемам. Проект соответствующего договора о сотрудничестве, подготовленный Ираном, строился на принципах совместного использования Каспия на основе суверенного равенства и учета прав и интересов всех прикаспийских государств. Принятие решений в рамках региональной организации прикаспийских государств предполагалось на основе консенсуса со стороны ее государств-членов и подразумевало отказ от односторонних действий отдельных государств. Совещание глав правительств прикаспийских государств, проведенное в октябре 1993 г. в Астрахани, определило основные направления совместной деятельности по решению проблем Каспийского моря, в частности его многих эколого-ресурсных проблем. Эти положения были развиты затем в Декларации о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, принятой в Алма-Ате в мае 1994 г. на совещании представителей Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Исламской Республики Иран и Российской Федерации. В ноябре 2003 г. в Тегеране все пять прикаспийских государств подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря. Исторически сложившийся статус Каспия может меняться только в порядке, установленном международным правом. Всякое изменение или корректировка этого статуса предполагают согласие всех прибрежных государств. Международные обязательства по договорам, установившим статус Каспия, сохраняют силу как для Ирана и России (продолжателя СССР), так и для новообразованных прикаспийских государств (Азербайджана, Туркменистана, Казахстана). До достижения соглашения прибрежных государств об изменении действующего статуса он сохраняет свою юридическую силу. Односторонние действия, идущие вразрез с существующим статусом Каспия, в том числе и акты присвоения его пространств или установления в них исключительных природоресурсных прав, недопустимы по международному праву.