Международные Преступления - особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, основополагающих для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов международного сообщества в целом. При этом наибольшую опасность представляют деяния должностных лиц, реализующих на практике преступную политику государств и персонифицирующих М.п. государства. Наряду с государствами, несущими за эти преступления международную политическую и материальную ответственность, их субъектами становятся руководители государств, высшие должностные лица и другие исполнители преступной политики. Впервые перечень М.п. был сформулирован в Уставе Международного военного трибунала (МВТ) 1945 г. и аналогичном Уставе по Дальнему Востоку 1946 г. МВТ подразделены на 4 группы: а) Преступления против мира — планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий. С объективной стороны "планирование" не охватывается понятием "подготовка войны". Это позволило в свое время привлечь к ответственности должностных лиц, Германии и Японии, принимавших участие в производстве и закупке вооружения и боевой техники, строительстве фортификационных сооружений и т.п. В понятие "развязывание" входит деятельность, как до начала войны, так и в ходе ее, т.е. провокационные заявления руководителей, концентрация войск на границах, провокация противной стороны на вооруженный конфликт, вероломное нападение вооруженных сил и т.п. Что касается понятия "участие в общем плане или заговоре", то имеются в виду различные формы соучастия других государств в преступной агрессивной войне. Поэтому все они без исключения должны нести ответственность в полной мере. б) Военные преступления, нарушающие законы и обычаи войны: убийство, истязание или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийство, истязание военнопленных или лиц, находящихся в море; убийство заложников, ограбление общественной или частной собственности: бессмысленное разрушение городов и деревень, разорение, неоправданное военной необходимостью, и другие преступления. в) Преступления против человечности — убийство, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, связанное с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того. являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны. Перечень военных преступлений и преступлений против человечности был существенно дополнен Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. Так, к ним отнесены: преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжких страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью; принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение его прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство; взятие заложников и преступные посягательства на их имущество. И, наконец, ст. 85 Дополнительного протокола I (1977) к Женевским конвенциям, к числу "серьезных нарушений" относит следующие умышленные деяния, явившиеся причиной смерти или серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью: превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения: совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных людских потерь, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам: нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам: превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения; совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях; вероломное использование отличительной эмблемы Красного Креста, Красного Полумесяца или Красного Льва и Солнца или других защитных знаков, признанных Конвенциями или настоящим Протоколом. "Серьезными нарушениями" Протокола I считаются также следующие умышленные действия: перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию или депортация или перемещение всего или части населения оккупированной территории в пределах этой территории или за ее пределы; неоправданная задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц; применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации: превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, признанных культурными ценностями с особой защитой, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения; лишение пользующихся защитой лиц права на беспристрастное и нормальное судопроизводство. В этой же статье Протокола подчеркнуто, что перечисленные "серьезные нарушения" Женевских конвенций и Протокола I рассматриваются как военные преступления. г) Преступления против человечества впервые были выделены в отдельную группу Конвенцией о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. К их числу были отнесены: изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации, бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также геноцид. Конвенция о пресечении апартеида и наказании за него 1973 г. признала преступными сходные с апартеидом расовую сегрегацию и расовую дискриминацию. В 1976 г. Комиссия международного права ООН одобрила проект статей об ответственности государств, в котором в числе других к преступлениям против человечества отнесены колониальное господство, рабство и экоцид. С развитием международного права перечень рассматриваемых преступлений будет расти. Об этом свидетельствует Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятый Комиссией международного права в 1991 г. В нем нет традиционного деления на М.п. и преступления международного характера. Поэтому, руководствуясь общепризнанными правилами, в числе М.п. в нем предусмотрены: агрессия, угроза агрессии, вмешательство во внутренние дела других государств, колониальное господство и другие формы иностранного господства, геноцид, апартеид. систематическое и массовое нарушение прав человека, исключительно серьезные военные преступления и преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде. О росте числа этих преступлений свидетельствуют новые в международном уголовном праве Устав Международного трибунала по Югославии и подобный Устав по Руанде. В них включены не только известные ранее основные М.п., но и устанавливаются другие деяния и подчеркивается, что их перечень не является исчерпывающим. Например, среди нарушений законов и обычаев войны указаны: применение отравляющих веществ или других видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий людям: бессмысленное разрушение городов, поселков или деревень или разорение, не оправданное военной необходимостью: захват, разрушение или умышленное уничтожение и повреждение культовых, благотворительных, учебных, художественных, научных учреждений, исторических памятников, художественных и научных произведений и др. Нюрнбергский процесс утвердил принцип уголовной ответственности отдельных физических лиц за М.п. В его Приговоре записано: "преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями. и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права". В целях обеспечения неотвратимости наказания за указанные выше преступления нормы международного уголовного права регулируют особенности розыска, ареста и выдачи преступников. Еще в 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН в специальной резолюции рекомендовала государствам "принять немедленно все меры для того, чтобы военные преступники... были арестованы и высланы в те страны, где они совершили свои ужасные деяния, для суда и наказания согласно законам этих стран". Позже Комиссия по правам человека ООН на своей 29-й сессии рассмотрела и одобрила проект принципов международного сотрудничества по обнаружению, аресту, выдаче и наказанию лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. В резолюции № 3074 Генеральная Ассамблея провозгласила девять таких принципов: а) военные преступления и преступления против человечества, когда бы и где бы они ни совершались, подлежат расследованию, а лица, совершившие такие преступления, — розыску, аресту, привлечению к судебной ответственности и в случае признания их виновными – наказанию; б) каждое государство обладает правом судить своих собственных граждан за совершение М.п.; в) для пресечения и предотвращения этих преступлений государства берут на себя обязательство сотрудничать друг с другом и принимать в этих целях внутренние и международные меры (учреждение специальных следственных органов и судов, заключение международных договоров о сотрудничестве в целях предотвращения и пресечения этих преступлений); г) государства будут оказывать друг другу содействие в целях обнаружения, ареста, привлечения к суду лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений и в случае признания виновными — наказания их; д) государства обязуются сотрудничать друг с другом по вопросам выдачи международных преступников, как правило, в те страны, где они совершили преступления; е) государства будут сотрудничать в сфере оказания друг другу правовой помощи по уголовным делам рассматриваемой категории в деле сбора информации и следственных материалов, способствующих привлечению к судебной ответственности виновных и обмену имеющейся информацией; ж) государствам запрещается предоставлять военным преступникам политическое или территориальное убежище; з) государства не должны принимать законодательные или иные меры, которые противоречили бы взятым ими на себя международным обязательствам по борьбе с этими преступлениями; и) сотрудничество государств в целях обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в этих преступных деяниях, следует осуществлять на основе Устава ООН.