Местное Значение - см.: Вопросы местного значения. Категория МСУ появилась в конституционном законодательстве сравнительно недавно. 9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР". В РСФСР категория МСУ включена впервые в Конституцию 24 мая 1991 г., а 6 июля 1991 г. принят первый Закон о местном самоуправлении в РСФСР.
Конституция РФ и названный ФЗ характеризуют МСУ как признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы МСУ вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления Конституция РФ (ст. 72) относит к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
МСУ осуществляется на уровне городов, районов (уездов), сельсоветов (волостей, сельских округов), отдельных поселков и сельских населенных пунктов.
Основные идеи, которые сторонники введения категории местного самоуправления на конституционном уровне связывают с нею, заключаются в следующем: МСУ способствует участию граждан по месту своего жительства непосредственно и через избираемые ими органы в управлении делами территории; отделение МСУ от государственной власти; наделение МСУ для решения своих задач экономической и финансовой базой (прежде всего МСУ имеет муниципальную собственность и самостоятельно формируемый местный бюджет); осуществление МСУ по поручению государства и отдельных государственных полномочий (но тогда оно наделяется дополнительными средствами); самостоятельность МСУ в пределах своих прав; гарантирован-ность от произвольного вмешательства государственных органов в деятельность МСУ и необоснованной отмены актов; поддержка государства.
Эти идеи нашли отражение в Конституции РФ и Законе 1995 г.
МСУ в РФ, согласно ст. 133 Конституции, гарантируется правом на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав МСУ, установленных Конституцией и федеральными законами. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В систему (структуру) МСУ входят: 1. представительный орган МСУ — избираемые населением дума, собрание, совет, — состоящие из депутатов (представителей) и решающие ключевые вопросы МСУ, в том числе установление общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, принятие местных бюджетов, установление местных налогов и сборов и др. (уставом муниципального образования могут быть предусмотрены также и иные коллегиальные выборные органы МСУ); 2. глава муниципального образования — избираемое населением или представительным органом МСУ должностное лицо МСУ (глава города, района, мэр и т. д.), возглавляющее деятельность по осуществлению МСУ на территории муниципального образования (уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности иных выборных должностных лиц МСУ); 3. институты непосредственной демократии — местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива; 4. территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан на части территории муниципального образования. (С. А.)