Налоговое Право

Налоговое Право - подотрасль финансового права, совокупность норм права, которые регулируют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обязательных платежей, организации системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Н.п. — одна из наиболее важных подотраслей финансового права. Основываясь в целом на предмете и методе регулирования финансового права, Н.п. имеет специфику, что признается необходимым при выделении комплекса правовых норм в подотрасль. Отношения, регулируемые Н.п., непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением, экономическим и социальным развитием общества через механизм налогообложения. Данные отношения, охватывающие разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений, и составляют предмет Н.п. Регулятивная роль Н.п. в наибольшей степени проявляется при функционировании системы налоговых органов. Н.п. выступает юридической формой реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и действующим законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, поэтому Н.п. отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой финансовой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления). В центре внимания Н.п. находятся те виды отношений, которые непосредственно возникают в связи с выполнением задач и функций налогообложения субъектами исполнительной власти. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически властных налоговых полномочий. Ориентируясь на действующее налоговое законодательство, концепцию Налогового кодекса, можно выделить несколько типов отношений, регулируемых Н.п. К ним относятся: а) отношения между субъектами государственной власти, находящимися на различном уровне, выступающими носителями полномочий по реализации совместной компетенции РФ и ее субъектов в области налогообложения; б) отношения между различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулирования и контроля при определении экономической эффективности и налогооблагаемой базы по конкретному виду налога; при реализации прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений; при определении сроков, места, источника получения доходов; по исполнению налоговых обязательств; в) отношения между субъектами налогового контроля (органами исполнительной власти) и налогоплательщиками по осуществлению налогового контроля; г) отношения между налоговыми органами и их должностными лицами и налогоплательщиками по порядку обжалования действий или бездействия налоговых органов; д) отношения между органами уголовного, административного судопроизводства и налогоплательщиками, нарушителями налогового законодательства в производстве по делам о налоговых нарушениях. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов норм Н.п.: материальных и процессуальных. Материальные нормы налогообложения характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых Н.п. финансовых отношений. В материальных нормах выражен тот правовой режим, в рамках которого должна действовать налоговая система. Они определяют основы взаимодействия налогоплательщиков и органов управления в налоговой сфере. Процессуальные налоговые нормы регламентируют процедуру, в рамках которой осуществляются управленческие отношения. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений налогоплательщиков, порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. Н.п. исходит из своего предмета регулирования, которым являются налоговые отношения (как часть финансовых), возникающие в процессе налоговой деятельности государства и выполнения налоговых обязательств плательщиками. Они отличаются от финансовых отношений юридическим и экономическим содержанием, формами их реализации, функциями налоговых норм в управлении, контроле, имущественных отношениях. Содержание, функции и формы налоговых мер определяют особенности метода правового регулирования — государственно-властные предписания со стороны федеральных и региональных органов власти и управления в области налогообложения. Такой метод применяется по субъектному составу (участникам) налоговых отношений. Однако по объектам, которые охватывают собственность (имущество и доходы) юридических, физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, возможно применение гражданско-правового метода, исходящего из равенства всех форм собственности и одинаковой степени защиты каждой из них. В определенном смысле можно говорить о комплексном характере метода Н.п. Однако административно-правовой метод (предписаний)является главным, а гражданско-правовой — подчиненным, поскольку налоговые отношения преимущественно носят финансовый характер. Финансовое право в целом и Н.п. в частности в современных условиях развития мирового хозяйства и национальных рыночных отношений не может использовать только властные методы, а должно считаться с имущественными правами участников гражданского оборота, неприкосновенностью частной собственности, защитой прав и свобод человека. Имущественные отношения возникают между участниками налоговых отношений при исчислении налогооблагаемой базы, определении видов доходов, из причинения ущерба из-за несоразмерности приемов исчисления налогов принципам предпринимательской деятельности (систематическое получение прибыли от использования собственности), из возмещения незаконно взысканных сумм, нарушения прав налогоплательщиков, неправомерных действий должностных лиц, незаконного отчуждения собственности, не являющейся объектом налогообложения. Все эти отношения подлежат гражданско-правовой защите, в том числе в судебном порядке. Основные источники Н.п. — правовые акты, принятые уполномоченными государственными органами и содержащие нормы, регулирующие налоговые отношения ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ; ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ; законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Обеспечение соответствия налоговых законов и иных нормативных актов по налогообложению субъектов РФ Конституции РФ и ФЗ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. К источникам Н.п. также относятся акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, применяемые к налоговым отношениям. Тесная взаимосвязь налогообложения как режима принудительного отчуждения части доходов и обеспечения расчетов с бюджетом по обязательным платежам предопределяет наличие норм, регулирующих отношения, связанные с имущественным ущербом, возникающим при неправомерных действиях участников налоговых отношений, имущественными правами и обязанностями юридических и физических лиц, налоговыми обязанностями банков, валютных, таможенных органов и др. Это нормы таких отраслей права и законодательства, как гражданское, банковское, валютное, бюджетное, таможенное, внешнеэкономическое, уголовное, административное, уголовно-процессуальное, земельное, экологическое. Значимую регулирующую функцию выполняют акты, которые сами по себе не имеют законодательного характера и приобретают юридическую силу в результате утверждения их правомочными органами. Это двусторонние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, которые включают вопросы налогово-бюджетных отношений.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я