Нарушение Права Граждан На Ознакомление Со Списком Избирателей, Участников Референдума - административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ст. 40-1 КоАП РСФСР в виде штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Данное административное правонарушение может быть совершено в форме следующих деяний: 1. нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; 2. нерассмотрение в установленный федеральным законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума; 3. отказ выдать гражданину письменный ответ с указанием причины отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами группы избирательных прав — права на ознакомление со списком избирателей (участников референдума); права на подачу заявления о неточностях и ошибках в списках избирателей; права на получение письменного ответа на такое заявление. Право граждан на ознакомление со списком избирателей (участников референдума) регламентируется в федеральных и региональных законах о выборах и референдумах. Так, согласно п. 13 ст. 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" списки избирателей, участников референдума представляются участковой избирательной комиссией, комиссией референдума для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума о любой ошибке или неточности в списке избирателей, участников референдума. В соответствии с п. 14 ст. 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в течение 24 часов, а в день голосования — в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия, комиссия референдума обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения. Административные правонарушения, указанные в ст. 40-1 КоАП могут быть совершены различными способами, такими как нарушение срока представления для ознакомления списков избирателей (участников референдума); отказ гражданину в ознакомлении со списком избирателей (участников референдума); нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в этом списке; отказ выдать гражданину ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума); выдача гражданину ответа в письменной форме без изложения мотивов отклонения заявления. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Субъектами правонарушения являются члены участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, которые обязаны рассматривать заявления граждан. Как правило, это — председатели, заместители председателей и секретари данных комиссий. Дела данной категории рассматриваются районными судами. См. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, Список избирателей, участников референдума.