Насильственный Захват Власти Или Насильственное Удержание Власти - преступление против основ конституционного строя и безопасности государства, предусмотренное ст. 278 УК РФ. Преступление посягает на те основы конституционного строя России, которыми закреплены принципы, порядок формирования и функционирования государственной власти. Конституция РФ провозгласила, что "единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (ст. 3). Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент России, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции). Неконституционный приход к власти является противоправным. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (ст. 3 Конституции).
Объективная сторона преступления выражается в действиях, направленных на: 1) насильственный захват власти в нарушение Конституции РФ; 2) насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ; 3) насильственное изменение конституционного строя РФ. Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и самопровозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия. Такие действия могут носить либо локальный характер, связанный с захватом позиций одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), либо широкомасштабный, направленный на все ветви власти. Кроме того, они могут быть направлены против деятельности центральных органов власти либо органов власти субъектов Федерации. Захват власти может сопровождаться прямым блокированием работы представительных и иных органов власти (изоляция депутатов, недопущение их входа в рабочие помещения, угроза физической расправы, предъявление ультиматумов и т. п.). Насильственные действия по захвату власти могут выражаться в нанесении лицу вреда здоровью различной тяжести, что охватывается признаками данного состава преступления. Если же насильственный захват сопряжен с лишением жизни, то действия виновного следует в зависимости от мотивов и. целей квалифицировать либо как террористический акт, либо как убийство. Если захват власти сопровождается массовыми беспорядками либо вооруженным мятежом, содеянное оценивают по совокупности преступлений.
Состав преступления формальный. Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, независимо от того, привели или не привели они к фактическому обладанию властью. Действия, направленные на насильственное удержание власти, могут быть продолжением действий по захвату власти, однако возможен и иной вариант: насильственное удержание власти представителями власти прежнего законного созыва и отказ передать ее законным представителям власти, вновь избранным в соответствии с Конституцией РФ. В обоих случаях создаются препятствия функционированию конституционной системы власти, субъекты законной власти лишены возможности осуществлять свои полномочия. Насильственность удержания власти означает, что те, кто ее незаконно удерживает, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными методами и средствами (см. выше). Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, могут образовывать следующий этап после насильственного захвата власти и (или) удержания власти. При этом формируется новая система государственной власти и меняется конституционный строй.