Неприкосновенность Депутата Государственной Думы (члена Совета Федерации) - парламентский иммунитет депутата от юрисдикции в течение всего срока полномочий, т.е. невозможность его привлечения к уголовной или налагаемой в судебном порядке административной ответственности, а также задержания, ареста или допроса без согласия соответствующей палаты парламента. Исключение составляют случаи задержания на месте преступления. Депутат не может подвергнуться досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (личный досмотр вправе производить должностное лицо органов внутренних дел, ФСБ, таможенной службы РФ). Н.д. ГД распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Н.д. ГД является важнейшей гарантией его деятельности. Она не является личной привилегией, имеет публично-правовой характер, поскольку служит публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществляемых им государственных функций, защищая его от необоснованных репрессий. Таким образом обеспечивается беспрепятственная деятельность парламентария, его независимость и самостоятельность, а также независимость и самостоятельность всего парламента. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ. Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание (кроме случаев задержания на месте преступления), арест и обыск депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в палату представление. По представлению палата принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора. Н.д. ГД не означает невозможности привлечения его к ответственности за совершенное правонарушение, в. том числе и преступление, если оно совершено не в связи с осуществлением профессиональной (т.е. депутатской) деятельности. Придание неприкосновенности депутата абсолютного характера означало бы искажение публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращение в личную привилегию. Постановлением Государственной Думы от 19 декабря 2001 г. № 2234-III-ГД Регламент Государственной Думы дополнен главой 24-1 "Порядок рассмотрения вопроса о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности". Предусматривается, в частности, что представление Генерального прокурора РФ о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата, проведение в отношении его обыска, а также на привлечение к административной или уголовной ответственности в связи с направлением уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд рассматривается Государственной Думой в течение недели со дня внесения данного представления. При этом такое представление предварительно рассматривается Мандатной комиссией палаты. Вопрос о лишении неприкосновенности рассматривается на заседании Государственной Думы в присутствии депутата и с участием Генерального прокурора РФ. Решение принимается тайным голосованием, а при согласии на то палаты — открытым голосованием. (В.Ч.)