Ограничение Права Частной Собственности - предусмотренные федеральным законом случаи, когда имущество собственника подлежит принудительному отчуждению для государственных или муниципальных нужд на условиях предварительного и равноценного возмещения, а также в случае конфискации такого имущества по решению (приговору) суда вследствие противоправного поведения его собственника. Конфискация возможна также в административном порядке (ст. 243 ГК РФ). Закон устанавливает не только основания, но и способы О.п.ч.с. Как указывается в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. по делу о проверке конституционности ст. 266 Таможенного кодекса РФ, ч. 1 ст. 85 и ст. 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, а также в определениях Конституционного Суда РФ от 1 июля 1998 г. и от 13 января 2000 г., конфискация имущества как санкции за правонарушение может применяться только судом. При совершении административного правонарушения конфискация имущества может назначаться исключительно решением суда, вынесенным по делу об административном правонарушении (поскольку судебное решение по жалобе на постановление административного органа о конфискации не является достаточным с точки зрения обеспечения судебных гарантий права собственности). Судебная процедура конфискации имущества призвана в максимальной степени гарантировать соблюдение основных прав граждан и юридических лиц, обеспечить при рассмотрении дела состязательность и равноправие сторон, всесторонне исследовать материалы дела, установить состав правонарушения и назначить справедливое и соразмерное тяжести правонарушения взыскание. Конституционным Судом РФ сделан был вывод о том, что положение ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о лишении имущества не иначе как по решению суда является обязательным во всех случаях, когда встает вопрос о применении санкции в виде конфискации, включая принудительное безвозмездное обращение в собственность государственного имущества, являвшегося орудием или средством совершения, а также непосредственным предметом правонарушения. Что же касается административных органов, то они вправе применять в отношении такого имущества превентивные меры обеспечительного характера (изъятие, арест, задержание). При чрезвычайных условиях (стихийном бедствии, эпидемии и пр.) допускается изъятие собственности (так называемая реквизиция) по решению государственных органов. В ограниченном пользовании, владении и распоряжении граждан находятся объекты, полностью или частично изъятые из гражданского оборота. Перечень таких объектов определен гражданским законодательством РФ. О.п.ч.с. на землю носят конституционный характер. Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. О.п.ч.с. соответствует международным стандартам. В ст. 1 Первого протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод указывается, что право физического или юридического лица на мирное пользование своим имуществом не затрагивает права государства обеспечивать выполнение таких законов, которые оно считает необходимыми для контроля за использованием имущества в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов. (В.Ч.)