Осужденный

Осужденный - по уголовно-исполнительному праву лицо, в отношении которого приговор, вынесенный судом, вступил в законную силу и которому назначено наказание, предусмотренное уголовным законом. Граждане РФ, отбывающие наказание, обладают общегражданскими правами и свободами, установленными Конституцией РФ и другими ФЗ. Согласно положениям Конституции РФ права человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья. прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства. Это означает, что ограничения прав О. не могут устанавливаться подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными актами. Поскольку уголовно-исполнительное законодательство отнесено Конституцией к исключительной компетенции РФ, ограничения прав и свобод О. не могут устанавливаться также и законами субъектов РФ. Тем самым гарантируется единство подхода государства к обеспечению прав и свобод О. при отбывании наказаний. Ратификация РФ многих международно-правовых актов о правах человека и обращении с О., а также вступление в Совет Европы обусловили включение в уголовно-исполнительное законодательство РФ общепризнанных принципов и норм, изложенных во Всеобщей декларации, прав человека. Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказания, Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, а также в Европейской Конвенции о защите прав человека и Европейских пенитенциарных, правилах. Перечисленные международные акты содержат нормы-принципы, которые не допускают каких-либо отступлений как в законодательстве, так и в правоприменительной практике при исполнении наказаний. УИК воспринял основные принципы и стандарты международно-правовых актов. Одновременно это означает установление пределов и форм деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, иначе говоря — гарантию соблюдения законности. Права и обязанности О. определяются исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания. В таком же соотношении применяются устанавливаемые законом пределы прав и свобод О. К примеру, избирательные права О. к лишению свободы согласно ст. 32 Конституции РФ ограничиваются, тогда как О., отбывающие другие виды наказания — ограничение свободы, исправительные работы — такого права не лишаются. Закон возлагает на О. определенные обязанности (выполнять законные требования администрации, являться по вызову, давать объяснения и др.), исполнение которых должно способствовать обеспечению правопорядка, созданию условий для нормальной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. О. иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в соответствии с законодательством РФ, международными договорами, РФ. Согласно действующему уголовно-исполнительному законодательству и международным правовым нормам О.: информируются администрацией учреждения о своих правах и обязанностях и об условиях отбывания наказания; имеют право на вежливое обращение со стороны персонала, не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к ним могут применяться не иначе как на основании закона. Им гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи от адвоката или иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. Иностранным гражданам, отбывающим наказание в виде ареста или лишения свободы, дается право поддерживать связь с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями своих государств в РФ путем переписки, телефонных переговоров, свиданий и т.п. О. имеют право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья О. реализуется путем создания общих и специализированных амбулаторно-поликлинических и стационарных лечебных учреждений. О., отбывающим лишение свободы, гарантировано право на социальное обеспечение, в том числе получение пенсий (до 1996 г. такой категории лиц пенсия не назначалась, а назначенная не выплачивалась). О. вправе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, не только непосредственно к администрации исправительного учреждения, но и в любые органы законодательной и исполнительной власти, в суд, прокуратуру, к Уполномоченному по правам человека РФ, назначаемому ГД. О. ведут переписку, а также обращаются с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке РФ либо субъекта РФ по месту отбывания наказания. Предложения, заявления и жалобы О. к аресту, содержанию в дисциплинарной части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее суток направляются по принадлежности. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждый О., если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты, может обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Помимо перечисленных основных прав законодательство предусматривает право О.: на личную безопасность; свободу совести и свободу вероисповедания, совершение религиозных обрядов; оплату труда; получение и отправление писем без ограничения их количества, денежных переводов близким родственникам: приобретать литературу, а также подписываться на газеты и журналы. Положительно характеризующимся О., отбывающим наказание в исправительных и воспитательных колониях, может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения, а также проживание за пределами исправительного учреждения. При соблюдении определенных в законе требований (ст. 97 УИК) О. к лишению свободы разрешается краткосрочный (до 7 суток) выезд за пределы колонии в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника) либо длительный выезд на время ежегодного оплачиваемого отпуска. Предоставление О.права выезда обусловлено необходимостью сохранения и восстановления ими полезных социальных связей, психологической разгрузки, связанной с условиями изоляции, устройства детей и т.д. Реализация О. ряда других прав связана с определенными условиями. Так, объем прав и ограничений в части посылок, передач, свиданий с родственниками. размера средств, разрешаемых к расходованию для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости, напрямую зависит от вида режима исправительного учреждения, назначенного., а также от условий, в которых они содержатся (общих, облегченных, строгих). Чем мягче режим и условия отбывания наказания, тем больше льгот, и наоборот. Правовое положение О., отбывающих наказание в колониях-поселениях, существенно отличается от правового положения лиц, содержащихся в исправительных колониях. Закон относит колонии-поселения к исправительным учреждениям, но в них нет большинства правоограничений, присущих наказанию в виде лишения свободы. В них побывают О. за преступления, совершеннее по неосторожности, а также положительно зарекомендовавшие себя О., переведенные из исправительных колоний. Они содержатся без охраны, но под надзором, могут носить гражданскую одежду, иметь при себе деньги и ценные вещи. получать посылки и передачи, иметь свидания без ограничений их количества. С разрешения администрации учреждения могут проживать со своими семьями на территории колонии-поселения или за ее пределами. До минимума сведены правопределы для лиц. О. к ограничению свободы. Находясь под надзором исправительного центра, они обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, работать там, куда направлены администрацией исправительного центра, не покидать его без разрешения, проживать в специально предоставленных общежитиях. Существенно ограничены в правах лица, О. к наказанию в виде ареста. На них распространяются условия содержания, установленные для О. к лишению свободы, находящихся на общем режиме в тюрьме. Им не предоставляются свидания (за исключением свиданий с адвокатами), не разрешается получение посылок, передач, бандеролей (ст. 69 УИК). Суровость данных мер имеет своей целью в течение относительно короткого срока (арест устанавливается на срок от 1 до 6 месяцев) оказать жесткое психологическое воздействие на О. Реализация прав и свобод, предоставляемых лицам, О. к наказаниям, не связанным с лишением свободы (исправительным работам, штрафу и т.д.), не характеризуется какими-либо специфическими отличиями. Соблюдение прав О. к лишению свободы неразрывно связано с деятельностью учреждений, исполняющих наказание. Закон предусматривает соответствующее материально-бытовое обеспечение О. (ст. 99 УИК). Однако вследствие недофинансирования государством потребностей уголовно-исполнительной системы размещение О. к лишению свободы по нормам, установленным в УИК, обеспечивается не в полной мере. В особую категорию выделяются О. беременные женщины, кормящие матери, женщины, имеющие детей, а также несовершеннолетние. Им устанавливаются повышенные нормы питания. О. женщины могут помещать в дома ребенка, организуемые при исправительных учреждениях, своих детей в возрасте до 3 лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми. О. несовершеннолетние могут носить гражданскую одежду, проживать в общежитиях за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации. В отличие от взрослых О. им разрешается расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения; получать посылки, передачи и бандероли в любом количестве. УИК предусмотрены различные формы контроля (государственный, судебный, ведомственный, общественный). Особое место отведено прокурорскому надзору. Прокурор вправе требовать от администрации учреждения создания условий, обеспечивающих права О., отменять приказы и распоряжения, не соответствующие закону и нарушающие права, немедленно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или в нарушение закона необоснованно водворенного в штрафной изолятор, помещение камерного типа, одиночную камеру. Средства исправления О. На всем протяжении истории России условия содержания отличались суровостью, применением жестоких, главным образом карательных, мер. К началу XIX в. впервые в качестве одной из целей наказания было провозглашено содействие нравственному исправлению заключенных и улучшению их содержания. К числу средств исправления были отнесены: размещение заключенных в зависимости от характера совершенного преступления: надзор за ними; "занятие их приличными упражнениями", "наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основанной". После Октябрьской революций 1917 г. ведущим средством исправления наряду с режимом был определен общественно полезный труд. Реализация на практике этой политики обеспечивала широкое использование крупных контингентов О., содержащихся в исправительно-трудовых лагерях (ГУЛАГ), на строительстве важнейших народнохозяйственных объектов (Беломорско-Балтийского канала, Норильского горно-металлургического комбината, Цимлянского и Куйбышевского гидроузлов, Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и т.д.). В основу современной уголовно-исполнительной политики положены общечеловеческие ценности. Меры принуждения к О. могут быть применены не иначе как на основании закона. Уголовно-исполнительное законодательство рассматривает исправление как привитие навыков поведения в обществе, уважения к человеку, труду, нормам и традициям человеческого общежития. УИК определил систему основных средств, применяемых к О. в процессе отбывания наказания. Ими являются: режим, общественно полезный труд, воспитательная работа, получение общего профессионального образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Средства исправления применяются к различным категориям О. с учетом вида назначенного наказания, характера общественной опасности и тяжести совершенного преступления, прошлой деятельности, поведения осужденных. В сравнении с другими учреждениями, исполняющими наказание (исправительные центры, дисциплинарные воинские части, уголовно-исполнительные инспекции), правила режима реализуются в исправительных учреждениях и арестных домах наиболее полно. Режим охватывает все сферы их жизнедеятельности и особенно условия содержания. К основным требованиям режима относятся: изоляция О., охрана и надзор за ними, применение организационно-правовых мер, направленных на выполнение О. возложенных на них обязанностей и реализацию их прав по обеспечению личной безопасности как О., так и персонала учреждений, предупреждение правонарушений со стороны О. Содержание режима включает: установленный законом порядок исполнения и условия отбывания наказания, раздельное содержание разных категорий О., различные условия их содержания в зависимости от вида исправительного учреждения и изменения отбывания наказания. Карательная функция режима реализуется путем установления различных правоограничений. Максимальная изоляция имеет место в тюрьмах, арестных домах и колониях особого режима, минимальная — в колониях-поселениях и исправительных центрах. Она может снижаться (перевод из тюрьмы в колонию, из колонии — в колонию-поселение, проживание О. женщин и несовершеннолетних вне колонии) или усиливаться путем перевода, например, О. из колонии в тюрьму, из исправительного центра в колонию, водворение О. в штрафной изолятор, камеру или карцер. Режим, применяемый в отношении О., отбывающих лишение свободы в тюрьмах, предназначенных для содержания наиболее опасных преступников, имеет ряд особенностей. Цель его — предупредить возможность совершения этими лицами новых преступлений. О. больше ограничены в правах по сравнению с отбывающим наказание в колониях. В связи с этим в применении к ним других мер исправительного воздействия, как-то: труда, воспитательной работы, общеобразовательного и профессионального обучения, существует определенная специфика. Труд О., отбывающих наказание в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы. Ведущим является не обучение в ПТУ, как это имеет место в колониях, а непосредственно на производстве бригадным или индивидуальным методом. Возможности общеобразовательного обучения также ограничены. Воспитательная работа проводится, как правило, по камерам, что существенно осложняет выбор ее методов и организацию. Труд О. традиционно рассматривается в качестве главной составляющей режима и других видов деятельности. Международные акты о правах человека и обращения с О. признают обязанность труда осужденных (п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил 1955 г.) и не относят работу, выполняемую лицами, находящимися в заключение, к категории принудительного труда (п. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.). О. к лишению свободы привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности. Лица, подвергнутые наказанию в виде ареста, привлекаются к работам только по хозяйственному обслуживанию арестного дома. В УИК подчеркивается: производственная деятельность О. не должна препятствовать выполнению основной задачи — исправлению О. Время привлечения О. к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Они имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, в том числе с выездом за пределы исправительного учреждения. Воспитательная работа направлена на формирование у О. уважения к личности человека и обществу в целом, господствующим в нем нормам и правилам поведения, уважительного отношения к закону, на повышение общеобразовательного и культурного уровня О. Согласно ст. 110 УИК в исправительных учреждениях осуществляется нравственное. правовое, трудовое, физическое и иные виды воспитания О. Принципиальной является необходимость воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей личности, характера и обстоятельств совершенных ими преступлений. В соответствии со ст. 108 и 112 УИК в исправительных учреждениях организуется получение О. обязательного основного (неполного 8-летнего), обязательного начального профессионального образования или профессиональной подготовки. В п. 2 ст. 77 Минимальных стандартных правил ООН указывается, что "обучение заключенных следует по мере возможности увязывать с действующей в стране системой образования". Участие общественных объединений в деятельности учреждений, исполняющих наказания, выражается в оказании содействия администрации этих учреждений, организации определенных мер по исправлению О., осуществлении контроля за деятельностью мест лишения свободы. В качестве иных средств исправительного воздействия УИК предусматривает изменение условий содержания О.: перевод из одного вида исправительного учреждения в другой или на льготные условия содержания в пределах одного учреждения. Предусматривается также система мер поощрений и взысканий. Например, содержащимся в тюрьме или в помещении камерного типа колонии О. в порядке поощрения может быть увеличено время прогулки. За нарушения установленного порядка О. могут водворяться в штрафной изолятор и т.д. УИК определены общие основания применения к О. мер безопасности (физической силы, специальных средств и оружия). Правила применения этих мер установлены в Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Поиски наиболее рациональных вариантов организации исполнения наказаний породили идею о прогрессивной системе отбывания лишения свободы, стимулирующей О. к интенсивному исправлению. Эта идея реализована в пенитенциарных системах США, Великобритании, ФРГ, Японии и др. Вместе с тем в США, Великобритании, ФРГ и ряде других стран в тюрьмах закрытого типа (в отличие от тюрем открытого типа с облегченным режимом) сохраняется применение жестких мер поддержания порядка. В ФРГ О. к лишению свободы первоначально содержатся в одиночном заключении, а затем в отношении каждого определяется режим дальнейшего содержания, вид трудоиспользования, обучения, воспитательного воздействия. Ведущим средством исправления в тюрьмах Японии считается физический труд заключенных. Воспитательное воздействие на О. строго индивидуализировано с учетом личности заключенных, тяжести содеянного и т.д.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я