Отмена Решения Избирательной Комиссии - аннулирование решения избирательной комиссии судом по основаниям, предусмотренным федеральным законом. В судебном порядке отмене подлежат решения избирательной комиссии: 1) о регистрации кандидата; 2) об итогах голосования; 3) о результатах выборов. Основаниями для отмены решения о регистрации кандидата являются: нарушение правил выдвижения и регистрации кандидата (списка кандидатов); нарушение правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании; использование кандидатом и его доверенными лицами, руководителем избирательного объединения (блока) должностного или служебного положения в целях избрания; установление фактов подкупа избирателей кандидатом, избирательным объединением, иными организациями, действующими в целях избрания определенного кандидата (списка кандидатов); иные основания, установленные федеральным законом и законами субъектов РФ. В частности, Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 4 ст. 58) обязывает соответствующие избирательные комиссии отменять свои решения о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов, если он в установленный законом срок (но не позднее чем в течение 7 дней) не представил в избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица. При наличии указанных оснований суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования и о результатах выборов. Кроме того, суд может принять решение об отмене итогов голосования и результатов выборов в случае нарушения: а) правил составления списков избирателей; б) порядка формирования избирательных комиссий; в) порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением); г) порядка определения результатов выборов, а также других нарушений избирательного законодательства, если эти действия не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. В случаях, определенных федеральными законами, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, решения участковой, территориальной, окружной избирательной комиссии вправе отменить суд соответствующего уровня, а также окружная избирательная комиссия субъекта РФ, Центральная избирательная комиссия. Отмена решения участковых избирательных комиссий об итогах голосования более чем на 1/4 избирательных участков влечет за собой признание недействительными выборов в субъекте РФ либо в Российской Федерации в целом. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее двух месяцев со дня ее подачи. При этом решение может быть принято судом и в отсутствие представителей одной из заинтересованных сторон. Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" к числу оснований для отмены результатов выборов может быть отнесен отказ избирательной комиссии в регистрации кандидатов. По мнению Конституционного Суда, при незаконном отказе в регистрации кандидата ограничиваются полномочия суда по отмене итогов голосования, результатов выборов и выявления адекватности отражения в них реальной воли избирателей. Происходит подмена такого выявления формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании. Тем самым умаляются и ограничиваются избирательные права и право граждан на судебную защиту. (В.Ч.)