Отрасль Права - наиболее крупное, основное подразделение системы права; совокупность взаимосвязанных норм права, регулирующих самостоятельную, качественно своеобразную сферу общественных отношений, требующих особой, юридически автономной регламентации. Например, такая О.п., как финансовое право, регулирует порядок сбора и распределения денежных средств, гражданское право — имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное — все отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. О.п. содержит исчерпывающую систему специфических юридических средств, приемов правового воздействия, необходимых для регулирования соответствующей сферы отношений. Каждая О.п. воплощает специфический режим правового регулирования, характеризуемый особыми приемами регулятивного воздействия: свой порядок возникновения прав и обязанностей субъектов права, их обеспечения и охраны, специфика мер государственного принуждения при нарушении норм соответствующей О.п., особые принципы, общие положения, пронизывающие содержание ее норм. О.п. состоит из отдельных институтов права и имеет многоуровневую структуру. В большинстве О.п. выделяются общая и особенная части. В общей части формулируются нормативные предписания, основополагающие для конкретных норм отрасли, как бы "обслуживающие" их и распространяющие свое действие на весь круг отношений, регулируемых отраслью. Общая часть включает в себя отраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, ее объем. Она объединяет, цементирует содержание отрасли. Нормы общей части развиваются и конкретизируются в институтах и отдельных положениях особенной части. Такая структура позволяет компактно изложить нормативный материал, исключить повторения, облегчить толкование и применение норм отрасли. Крупные по объему и сложные по структуре отрасли подразделяются наряду с правовыми институтами также на подотрасли права. Это цельное по составу и предмету регулирования образование, которое регламентирует особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса той или иной О.п. Так, в конституционном праве можно выделить такие подотрасли, как муниципальное право, прокурорский надзор и др. В гражданском праве — обязательственное, авторское, наследственное право. В отличие от правового института подотрасли — не обязательный компонент О.п.: они не выделяются в сравнительно небольших и компактных по содержанию отраслях (например, в уголовно-исполнительном праве). Главный фактор, обусловливающий отличие одной отрасли от другой, — предмет правового регулирования, т.е. качественно однородный вид нуждающихся в правовом опосредовании общественных отношений. Так, предмет регулирования трудового права — трудовые отношения работающих, семейного права — брачно-семейные отношениям и т.д. Дополнительное основание деления права на отрасли составляет метод правового регулирования. В зависимости от предмета и метода правового регулирования можно назвать следующие О.п. РФ: конституционное (государственное), административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, природно-ресурсное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовно-исполнительное. Особняком находятся международное (публичное) право, регулирующее отношения между государствами и устанавливающее статус международных организаций, и между народное частное право, определяющее правила гражданско-правовых взаимоотношений с участием иностранных физических и юридических лиц либо нормы о статусе имущества, находящегося за границей. Постоянный динамизм, развитие общественных отношений — объективная основа изменения, совершенствования системы права. Одни отрасли утрачивают свое значение, поскольку регулируемые ими отношения устаревают. Такова судьба, например, колхозного права. С другой стороны, видоизменяются или создаются новые О.п. в силу возникновения новых потребностей общественного развития, усиления значения тех или иных регулируемых правом отношений. Так, в современных условиях расширилась сфера и усилилось значение пенсионных отношений, что обусловило формирование новой отрасли — права социального обеспечения. Точно так же рост социальной значимости в условиях рыночной экономики судебного разрешения споров в сфере предпринимательской деятельности послужил основой для создания еще одной новой отрасли — арбитражного процессуального права. Наряду с О.п. в юриспруденции существует и такое юридическое понятие, как отрасль законодательства — совокупность нормативных актов, регулирующих особую, четко обозначенную сферу общественных отношений. Один и тот же нормативный акт может регулировать различные по своему содержанию виды отношений, включая нормы как одной О.п., так и нескольких. Разнообразие и взаимосвязь регулируемых правом отношений в различных сферах жизни, необходимость их оптимальной регламентации обусловливают создание в системе законодательства различных по характеру и направленности структурных образований, которые могут и не совпадать с системой права. Отрасли законодательства формируются в зависимости только от предмета правового регулирования и не обладают самостоятельным методом. Они делятся на несколько самостоятельных видов. Во-первых, имеются отрасли, в основном совпадающие с одноименными отраслями права. Таковы, например, гражданское, трудовое, уголовное законодательство и некоторые другие. Во-вторых, отрасли законодательства складываются на базе определенных частей (подотраслей, юридических институтов) крупных отраслей права с добавлением некоторых норм близкого содержания, взятых из других О.п. Таково, например, банковское законодательство в системе норм финансового права и др. Наконец, в систему отраслей законодательства входят так называемые комплексные отрасли, которые регулируют отношения в той или иной сфере государственной деятельности (образование, здравоохранение, транспорт, оборона и т.д.) и включают в себя нормы нескольких О.п.