Оценка Воздействия На Окружающую Среду - – мера по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о допустимости или нецелесообразности ее осуществления; в ходе проведения оценки должно выявляться мнение населения затрагиваемой территории, которое учитывается при принятии окончательного решения. Впервые процедура о.в.о.с. стала применяться в США на основе закона о политике в области окружающей среды 1969 г. (National Environmental Policy Act), в настоящее время широко применяется и в Европе, как на основе национальных законов, так и актов ЕС. Процедура о.в.о.с. регулируется рядом международных документов, в числе которых, прежде всего, следует упомянуть Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г. и Протокол о стратегической экологической оценке к этой Конвенции 2003 г. Конвенция предусматривает, что в случае, если деятельность в одном государстве может иметь трансграничный экологический эффект, то в процедуре оценки воздействия участвует и население соседнего государства. Заинтересованные государства проводят консультации и, с учетом результатов оценки, вырабатывают взаимоприемлемое решение, направленное на минимизацию вредных экологических последствий планируемой деятельности. Протокол направлен на то, чтобы обеспечить тщательный учет экологических, в т.ч. связанных со здоровьем населения, соображений при разработке планов и программ, а также обеспечить участие общественности в стратегической экологической оценке. В случае возможных трансграничных последствий должны проводиться межгосударственные консультации. Каждый участник Протокола обеспечивает проведение стратегической экологической оценки в отношении планов и программ, перечисленных в приложениях к Протоколу. В этих приложениях, охватывающих в общей сложности более ста наименований, упомянуты, в частности, добыча углеводородов на континентальном шельфе; глубокое бурение (в том числе геотермальное); судостроительные верфи; строительство гаваней и портовых сооружений, включая рыболовецкие гавани; стоянки для яхт; прибрежные работы по борьбе с эрозией и деятельность на море, способная привести к изменениям в прибрежной зоне в результате строительства, в частности, плотин, молов, волноломов и других морских защитных сооружений. В настоящее время мировая практика идет по пути дальнейшего развития процедуры о.в.о.с., в частности, проведения ее также и на этапе реализации хозяйственного проекта. В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды», о.в.о.с. проводится независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности для всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений. Требования к материалам о.в.о.с. устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области защиты окружающей среды. Подробно регулируется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии России 16.05.2000 г.