Парламентские Расследования - одна из форм осуществления контрольных полномочий парламента (см. Парламентский контроль). П.р. проводятся в случаях, когда необходимо изучить события и обстоятельства, представляющие большую общественную и государственную значимость, в том числе связанные с предполагаемыми нарушениями законодательства и высшими должностными лицами государства. Действенность П.р. достаточно велика, их следствием может стать наступление политической ответственности государственных органов или должностных лиц, а в случаях, предусмотренных соответствующим законодательством, привлечение последних к административной или уголовной ответственности. Часто одного факта П.р. достаточно для наступления юридически значимых последствий (так, в США действия палаты представителей в 1974 г. по возбуждению процедуры импичмента привели к отставке с поста президента США Р. Никсона). Проведение П.р. могут осуществлять постоянные комитеты и комиссии (палат) парламента либо специально созданные временные следственные комитеты или комиссии. В настоящее время одним из немногих правовых источников, прямо предполагающих возможность проведения П.р., является ФКЗ РФ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", где в ч. 2 ст. 32 говорится о возможности создания в ГД парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан. Вместе с тем ряд федеральных законов предоставляет парламентариям право, в рамках реализации своих контрольных полномочий, осуществлять те или иные действия, соответствующие смыслу П.р. Так, например, значительные возможности по проведению П.р. в сфере контроля за государственными финансами и собственностью предоставляет палатам ФС ФЗ РФ от 18 ноября 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации". Согласно ст. 2 этого закона одной из задач Счетной палаты является регулярное предоставление ФС информации о результатах проводимых контрольных мероприятий, в том числе материалы о правонарушениях со стороны государственных органов и должностных лиц в части использования средств федерального бюджета и федеральной собственности. При этом контрольно-ревизионные действия Счетной палаты могут быть инициированы по запросу СФ или ГД или группы парламентариев. Тем не менее, недостаточная полнота законодательного регулирования П.р. в ГД приводила и приводит к многочисленным трудностям в работе членов парламентских комиссий по расследованиям.