Позорящие Наказания - уголовные наказания, преследующие цель публично опозорить, унизить осужденного. П.н. начали применяться еще в древнейших государствах. В эпоху позднего феодализма П.н. получили наиболее широкое распространение. Самыми тяжелыми формами П.н. являлись: выставление у позорного столба, надевание ошейников и иных позорящих нарядов, надевание на преступников предметов его преступления, изгнание из города позорящим образом (метлами и т.п.), специальные обряды шельмования, облачение в шутовские наряды и т.п. К П.н. относилась также просьба о прощении, соединенная с унизительными обрядами (стояние на коленях, целование рук и т.п.). Под влиянием католической церкви было введено публичное покаяние и отречение от заблуждений. По старому французскому праву осужденного приводили к дверям церкви или суда; босой, в одной рубашке, он становился на колени с горящей свечой в руках и веревкой на шее, громко заявляя о совершенном им преступлении, и просил прощения у Бога, короля, судьи и потерпевшего. В Австрии еще в XVIII в. проститутки приводились в одной рубашке в воскресенье к церкви, где им обрезали волосы, мазали голову дегтем, секли и в телеге вывозили за город. В России П.н. появляются лишь в начале XVIII в. Артикулами Петра I введены такие П.н., как нанесение палачом удара по лицу, повешение за ноги после казни, шельмование, т.е. "тяжелое чести нарушение, которого имя на виселице прибито и шпага его от палача переломлена и вором (шельм) объявлен будет". До 1880 г. в России сохранялось выставление у позорного столба для приговоренных к каторжным работам и к ссылке на поселение. Осужденные в арестантском платье, с надписью на груди о совершенном преступлении, направлялись под конвоем к стоящему на возвышении черному позорному столбу на площади, где секретарь суда читал приговор, а если преступник был дворянином, над ним переламывалась шпага. После этого преступник на 10 мин выставлялся у позорного столба. В современных государствах П.н. почти исчезли.