Правительство Российской Федерации - в соответствии с Конституцией РФ (ст. 110) исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Федеральный конституционный закон о П. РФ принят Государственной Думой (ГД) 11 апреля 1997 г., одобрен Советом Федерации (СФ) 14 мая 1997 г.. подписан Президентом РФ 17 декабря 1997 г., действует с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1997 г.
Закон характеризует П. РФ как высший исполнительный орган государственной власти РФ. П. РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. В своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст. 3 Закона). П. РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей (в том числе первых заместителей) Председателя и федеральных министров. Кроме министерств в структуру федеральных органов исполнительной власти входят государственные комитеты, федеральные службы и др. Но их руководители не входят в состав П. РФ, хотя порой объявляется, что кто-то из них имеет ранг федерального министра.
П. РФ формируется Президентом РФ, который назначает с согласия ГД Председателя П. РФ, причем в случае трехкратного отказа в согласии Президент РФ самостоятельно назначает Председателя П. РФ, распускает ГД и назначает новые выборы. По предложению Председателя П. РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя П. РФ, федеральных министров.
Председатель П. РФ освобождается от должности Президентом РФ: по заявлению Председателя об отставке; в случае невозможности исполнения Председателем своих полномочий. Освобождение от должности Председателя П. РФ одновременно влечет за собой отставку П. РФ.
Председатель, заместители Председателя и федеральные министры П. РФ обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы РФ сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также об являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Налоговые органы направляют эти сведения Президенту РФ и в Федеральное Собрание (ФС). Такие сведения могут быть опубликованы.
Закон устанавливает некоторые ограничения, связанные с пребыванием в составе П. РФ. Члены П. РФ не вправе: быть членами СФ, депутатами ГД, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления; занимать должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены П. РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе П. РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена П. РФ; получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха; принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств; выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.
П. РФ подотчетно Президенту РФ. Перед каждым вновь избранным Президентом РФ существующее Правительство слагает полномочия, и Президентом РФ формируется новое П. РФ. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он принимает решение об отставке П. РФ как по просьбе последнего, так и по своей инициативе. Постановления и распоряжения П. РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
П. РФ руководит работой федеральных министерств и иных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются П. РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Согласно названному Закону, деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий, руководит Президент РФ; он утверждает по представлению Председателя П. РФ положения об этих органах, назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. П. РФ координирует деятельность указанных органов исполнительной власти.
П. РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
П. РФ утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппарата и размер ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
П. РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при П. РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
П. РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
П. РФ в определенной мере подотчетно ГД. В частности, оно представляет ГД федеральный бюджет и отчет о его исполнении, члены П. РФ обязаны давать ответ на запросы депутата ГД. Но ГД не в состоянии отправить П. РФ в отставку, даже если и выразит ему недоверие, на что имеет конституционное право. Окончательное решение остается за Президентом РФ, который может либо согласиться с ГД и отправить П. РФ в отставку, либо оставить его и распустить саму ГД. Кроме того, Председатель П. РФ вправе поставить вопрос о доверии Правительству. В этом случае ГД вправе либо выразить доверие Правительству, либо отказать ему в доверии. В последнем случае Президент РФ решает, отправить Правительство в отставку или распустить ГД и назначить новые выборы.
Федеральный конституционный закон о П. РФ развивает нормы Конституции в главе о полномочиях П. РФ. В Законе выделяются: общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (о них частично говорилось выше); общие полномочия; полномочия в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, в социальной сфере, в сфере науки, культуры, образования, природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, обороны и государственной безопасности РФ, внешней политики и международных отношений.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ П. РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений П. РФ. Акты по оперативным и текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений П. РФ. Постановления и распоряжения П. РФ подписываются Председателем Правительства. Датой официального опубликования постановления или распоряжения считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ. Постановления П. РФ, за исключением содержащих сведения, составляющие государственную тайну или — конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости безотлагательно доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации.На практике члены П. РФ и его Председатель нередко выступают с сообщениями перед СФ по вопросам внутренней жизни и внешней политики.
П. РФ обладает правом законодательной инициативы в ФС. Оно может вносить в ГД законопроекты, а также поправки к находящимся на ее рассмотрении законопроектам. П. РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налетов, освобождении от их уплаты, а также по другим вопросам финансово-бюджетного характера. П. РФ может направлять в палаты ФС официальные отзывы о рассматриваемых ими законах и законопроектах. При рассмотрении законов и законопроектов ГД и СФ отзывы подлежат обязательному оглашению или распространению.
Члены П. РФ вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат ФС, их комитетов и комиссий. Для представления в палатах ФС внесенных П. РФ законопроектов назначаются официальные представители Правительства.
В ст. 114 Конституции РФ определены следующие основные вопросы деятельности П. РФ: а) оно разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Постановления П. РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления П. РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения П. РФ вступают в силу со дня их подписания. Акты П. РФ обязательны к исполнению в РФ. Они могут быть обжалованы в суд.
П. РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
Организация деятельности П. РФ определяется названным Федеральным конституционным законом, в котором предусмотрены также такие акты, как Регламент Правительства и Положение об Аппарате П. РФ.
Заседания П. РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя и федеральные министры участвуют в заседаниях П. РФ лично, а в случае невозможности участия в заседании — информируют об этом Председателя П. РФ.
Некоторые вопросы компетенции П. РФ решаются исключительно на его заседаниях: о представлении ГД федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов: о проектах программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; о номенклатуре товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; об объемах выпуска государственных ценных бумаг; о внесении П. РФ законопроектов в ГД; о проектах программ приватизации федеральной государственной собственности; о предоставлении дотаций, субсидий, оказании иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также оказании финансовой поддержки на возвратной основе при сроке возврата более двух лет; о приобретении государством акций на суммы, превышающие размеры, установленные П. РФ; о заключении подлежащих ратификации международных договоров РФ; о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ; об образовании Президиума П. РФ; утверждении положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти; о порядке создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; об утверждении Регламента П. РФ и Положения об Аппарате П. РФ.
В соответствии с названным Законом для решения оперативных вопросов П. РФ по предложению его Председателя может образовать Президиум П. РФ. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях П. РФ. Последнее вправе отменить любое решение Президиума.
Структура Аппарата П. РФ была утверждена распоряжением П. РФ от 8 апреля 1997 г. В нее входят: руководство Аппарата; Секретариаты — Председателя П, РФ; первых заместителей Председателя П. РФ; заместителей Председателя П. РФ; Руководителя Аппарата; департаменты — экономики; финансов; социального развития; собственности и регулирования естественных монополий; науки, образования и высоких технологий; международного сотрудничества; по вопросам СНГ; административный; по взаимодействию с субъектами РФ и связям с СФ; по взаимодействию с ГД и общественными организациями; государственной службы и кадров; реформ в жилищно-коммунальной сфере, строительстве и производственной инфраструктуре; реформирования агропромышленного комплекса и защиты окружающей среды; реформирования промышленности и конверсии; культуры и информации; Управление делопроизводства; Юридическое управление; Правительственный архив; Управление организационного и социального обеспечения; Управление главного военного эксперта; Управления протокола П. РФ; Секретариат Экспертного совета при П. РФ; Секретариат полномочного представителя П. РФ в Чеченской Республике; Секретариат полномочного представителя Президента РФ в Республиках Северная Осетия — Алания и Ингушетия.
Следует иметь в виду, что обычно новый Председатель П. РФ обновляет структуру Аппарата.(С. А.)