Право На Жилище

Право На Жилище - одно из конституционных социальных прав, предусматривающее гарантии от произвольного лишения человека жилища, а также возможность определенной категории лиц бесплатно или за доступную плату получить жилье в соответствии с установленными законом нормами. Конституционное П. на ж. включает в себя: а) гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем; б) конституционную возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением во всех разновидностях постоянного жилищного фонда; в) неприкосновенность жилища, недопущение произвольного лишения жилища; гарантированное Конституцией юридическое право на улучшение жилищных условий путем приобретения другого жилья; д) обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Решение основных вопросов, связанных с правом граждан на жилище, заложено в Законе РФ от 24 декабря 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики", а также урегулировано Жилищным кодексом РФ. Обеспечение конституционного П. на ж. в современных условиях имеет свои особенности. К началу экономических реформ в России отсутствовал рыночный механизм, предполагающий самостоятельное участие населения в решении жилищной проблемы. Свободного рынка жилья практически не было, долгосрочные кредиты населению составляли незначительную долю в общем объеме финансирования жилья и предоставлялись в основном индивидуальным застройщикам, жилищно-строительным и жилищным кооперативам на строительство нового, а не на покупку готового жилья. За период реформ 1990-1998 гг. в сфере жилищного финансирования произошли серьезные изменения. Кардинальным образом изменилась структура вводимых в эксплуатацию жилых домов по формам собственности и источникам финансирования, значительно увеличилась доля частного сектора. В то же время государство перестало быть основным участником на этом рынке. В общем объеме вводимого в эксплуатацию жилья доля, приходящаяся на предприятия и организации, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, сократилась с 80 до 20%, в том числе доля, приходящаяся на предприятия федеральной собственности, уменьшилась до 9%. В настоящее время 57% жилищного фонда в России находится в частной собственности. В крупных городах России ежегодно в сделки купли-продажи вовлекается 1,5 — 2% квартир, находящихся в частной собственности. Сокращение бюджетных ассигнований на строительство привело к значительному снижению объема бесплатно предоставляемого очередникам жилья. Выделение бесплатного социального жилья сократилось за этот же период более чем в 3 раза и было доступно лишь 344 тыс. семей, тогда как имеют зарегистрированное право на такое жилье более 6 млн. семей. Таким образом, ежегодное предоставление социального жилья по отношению к числу семей, состоящих на учете на его получение, снизилось примерно в 2 раза, что свидетельствует об увеличении сроков решения этой проблемы. В условиях снижения платежеспособности большей части населения и соответственно падения спроса на вновь построенное жилье, а также отсутствия кредитов на строительство и приобретение готового жилья произошло сокращение объемов жилищного строительства. Объем ввода нового жилья уменьшился с 61,7 млн. м в 1990 г. до 30,7 млн. м в 1998 г. В результате созданный в первые годы реформ рынок жилья оказался не обеспечен необходимыми кредитно-финансовыми механизмами, которые могли бы восполнить сокращение бюджетных ассигнований в строительство. В условиях резкого сокращения бюджетных расходов в жилищном секторе государство сосредоточило внимание в основном на проблемах отдельных категорий и групп населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы. Основная же часть населения, имеющая относительно стабильные доходы и желающая приобрести жилье в собственность, оказалась не в состоянии это сделать из-за отсутствия достаточных накоплений и долгосрочных кредитов. Задача государства в новых условиях заключается в поддержании платежеспособного спроса различных слоев населения на рынке жилья за счет создания условий для развития рыночных механизмов мобилизации внебюджетных ресурсов общества и направления их в кредитно-финансовую сферу посредством развития системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования, перехода от практики строительства жилья за счет бюджетных средств и его последующего бесплатного распределения к приобретению населением готового жилья на свободном рынке за счет собственных и кредитных средств. Этой цели служит Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ, одобренная постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28. Концепция исходит из того, что современная государственная жилищная политика должна наряду с прежней ориентацией на нужды социально незащищенных групп населения сделать акцент на решении жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющего жилье в собственности в результате бесплатной приватизации. Основным способом решения жилищных проблем для этой части населения является долгосрочное ипотечное жилищное кредитование. В документе определены основные цели и принципы формирования системы ипотечного жилищного кредитования с учетом российского законодательства и существующих социально-экономических условий. Концепция включает в себя подробное описание формирования системы такого кредитования, а также организационно-экономического механизма привлечения кредитных ресурсов в эту сферу; в ней намечены конкретные направления совершенствования законодательства и нормативной базы на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Главную задачу в становлении системы ипотечного жилищного кредитования государство видит в создании законодательной базы с целью снижения финансовых рисков ее участников и повышения доступности жилья для граждан. При этом Концепция предусматривает, что государственное бюджетное финансирование будет направлено на непосредственную поддержку граждан, уровень доходов которых не позволяет самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в форме предоставления им целевых адресных и безвозмездных субсидий на приобретение жилья. Одновременно в Концепции отмечается, что за государством безусловно остается функция обеспечения жильем на условиях социального найма тех граждан, которые по уровню дохода не в состоянии приобрести жилье в собственность даже с помощью долгосрочного кредита и безвозмездных субсидий, покрывающих часть стоимости жилья. Новые подходы к реализации жилищных прав граждан содержит Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 — 2010 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675. Ее цель — комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечение доступности жилья для граждан, безопасных и комфортных условий проживания в нем. Реализация программы будет осуществляться по таким направлениям, как жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечение доступности жилья, жилищное строительство и жилищно-коммунальное обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса РФ и усиление адресной социальной поддержки населения. Общий объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета составляет 13,5 млрд. руб. Включенная в программу подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" направлена на обеспечение постоянным жильем граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, со службы из органов внутренних дел и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, обособленных военных городков путем предоставления им бюджетных субсидий в виде государственных жилищных сертификатов. Объем предусматриваемых расходов на период 2002-2010 гг. на реализацию этой части программы за счет средств федерального бюджета составит 103,06 млн. руб. В рамках программы намечена реализация Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". На эти цели предусматривается выделение средств федерального бюджета в размере 14,23 млрд. руб. (В.Ч.)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я