Правопреемство При Образовании Новых Независимых Государств - переход прав и обязанностей от государства-предшественника, который обладает определенной спецификой. Находясь долгие годы под колониальным господством или незаконной оккупацией, зависимые территории не участвовали в заключении международных соглашений. Эту функцию выполняли государства-метрополии, которые при этом не считались с национальными интересами народов зависимых территорий. Большая часть распространившихся на зависимые территории договоров имела явно кабальный характер. Продолжение действия подобных договоров ставило под угрозу политическую и экономическую независимость молодых государств. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (в силу не вступила) предусматривает освобождение нового независимого государства от договоров государства-предшественника. В Конвенции закреплено право новых независимых государств самостоятельно определять международные договорные связи, признается их неотъемлемый суверенитет над своими природными ресурсами, содержится положение о незаконности создания иностранных военных баз на чужих территориях, установлена обязанность государств-преемников следовать общепризнанным принципам международного права. В 1983 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В соответствии с Конвенцией, когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству преемнику. К нему переходит и такая недвижимая государственная собственность, которая находилась за пределами этой территории и стала собственностью государства-предшественника в период зависимости. Если в образовании такой собственности, находящейся за рубежом, участвовала зависимая территория, то к новому государству она переходит в доле, соответствующей вкладу зависимой территории. В отношении движимой государственной собственности в Конвенции 1983 г. указывается, что такая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику, так же как и собственность, принадлежащая территории, являющейся объектом правопреемства государств, и ставшая в период зависимости государственной собственностью государства-предшественника. Иная движимая государственная собственность государства-предшественника, если в ее образовании участвовала зависимая территория, переходит к государству-преемнику в доле, соответствующей вкладу этой зависимой территории. Одной из наиболее сложных и острых проблем правопреемства является правопреемство в отношении долгов. Ст. 38 Конвенции 1983 г принят принцип неперехода государственного долга государства-предшественника государству-преемнику, что уже само по себе важно для освободившихся от колониального гнета государств. Не исключается возможность заключения соглашений о правопреемстве в отношении государственных долгов, причем в Конвенции дается определенное направление, ориентировка в отношении тех условий, при которых в таком соглашении может быть предусмотрена возможность перехода долга. Это может иметь место, если долг государства-предшественника связан "с его деятельностью на территории, являющейся объектом правопреемства государств". Таким образом, переход долга, не имеющего отношения к деятельности государства-метрополии на соответствующей зависимой территории, исключается вообще. Долг, возникший в связи с деятельностью на соответствующей территории, должен быть связан т.ж. с имуществом, правами и интересами, которые переходят к новому независимому государству. Конвенция содержит своего рода гарантийную оговорку, цель которой — обеспечить положение, при котором не допускалось бы навязывание со стороны бывшей метрополии освободившемуся государству условий таких соглашений, которые были бы пагубны для его экономической независимости, подрывали бы основы его экономического благосостояния.