Правотворчество - одна из важнейших сторон деятельности государства, форма его активности, имеющая непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, дополнение или отмену. По своей социальной сути П. выступает как процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различные юридические акты, наконец, как процесс придания содержащимся в них правилам поведения — государственным велениям — общеобязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.
В каждом государстве П. обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.
П. является важнейшей составной частью всего процесса правообразования. Последний включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Существование этого этапа вызвано потребностью повышения качества издаваемых актов, обусловлен уровнем собственно правотворческой деятельности государственных органов и проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ.
Адекватность юридическим потребностям жизни общества и его эффективность зависят от решения (до его принятия) проблем, касающихся характера, формы, внутренней структуры этого акта, его места и роли в системе других нормативно-правовых актов. Весьма важно также определить круг факторов, способствующих и, наоборот, препятствующих подготовке и принятию того или иного нормативно-правового акта. Необходимо четко спрогнозировать позитивные и возможные негативные (побочные) последствия реализации требований и установок, содержащихся в различных нормативно-правовых актах.
Правотворческая деятельность осуществляется в различных формах. Так, в России Правотворческая деятельность осуществляется органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления и непосредственно самим народом путем проведения референдума. Возможно также заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, аналогичных договоров между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти договоры носят нормативно-правовой характер, т.е. являются формой П.(М. М.)