Пробел В Праве

Пробел В Праве - полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может нормально функционировать. Обычно необходимость восполнения П. в п. обосновывается в СМИ, научных работах, в выступлениях депутатов, специалистов соответствующих отраслей науки, опросах общественного мнения, и их ликвидация — дело правотворческих органов. Кроме того, в юриспруденции используется понятие П. в п. в собственно юридическом смысле. Такой пробел имеет место, когда с очевидностью можно констатировать, что определенный вопрос входит в сферу правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но конкретное его решение не предусмотрено или предусмотрено не полностью. Например, если лицо, выигравшее по лотерейному билету какую-либо вещь и получившее ее, обнаружит в ней существенные недостатки, то его претензии носят правовой характер, хотя конкретной нормы, устанавливающей порядок их разрешения, не существует. Чем меньше П. в п., тем оно совершенней, тем прочнее законность. В то же время П. в п. в некоторых случаях неизбежны. Право объективно отстает от развития общественных отношений. Так, в начале 90-х гг. П. в п. в РФ были особенно значительны. Если рассматриваемый случай попа дает в сферу правового регулирования, если есть прямое указание о том, что он должен быть разрешен юридическими средствами, отсутствие его конкретной регламентации не дает основания органу, применяющему право, отказать в соответствующем решении. В таких случаях и возникает необходимость применения аналогии закона. При обнаружении П. в п. самый правильный и целесообразный выход — найти норму, которая регулирует наиболее близкое, родственное (аналогичное) отношение, и решить дело в соответствии с ее предписаниями. Если же такой нормы нет, то применяется аналогия права, т.е. применение общих начал и принципов правового регулирования отрасли права или правового института. Однако такой подход к П. в п. допустим не всегда. В сфере правового регулирования, касающегося запрета определенного поведения и установления санкций за те проступки, которые опасны или вредны для общества (правоохранительная деятельность), то или иное запрещенное деяние должно быть четко, полно и недвусмысленно отражено в нормативном акте. Здесь главенствует основополагающий принцип, известный еще со времен римского права: нет преступления. проступка, нет наказания без закона (лат. nullum crimen, nullum poena sine lege). Отсутствие применения аналогии права и аналогии закона при привлечении к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности — гарантия неприкосновенности личности, стабильности правового регулирования, уверенности граждан в том, что они не будут привлечены к ответственности без законных на то оснований.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я