Протокол Об Административном Правонарушении (при Нарушении Законодательства О Выборах И Референдумах - составляемый уполномоченными законом лицами административно-юрисдикционный правовой акт, в котором фиксируется факт совершения административно-наказуемого нарушения законодательства о выборах и референдумах, и иные юридические значимые обстоятельства (факт личного задержания, изъятия вещей и документов и др.). Правилам составления протокола об административном правонарушении посвящена глава 18 КоАП и ст. 16 Федерального закона "Об административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах". Протокол по делу об административном правонарушении — один из важнейших процессуальных документов, играющий в производстве по делам об административных правонарушениях роль своеобразного обвинительного заключения. Это — стартовый документ в производстве, от качества которого во многом зависит исход рассмотрения дела об административном правонарушении. Юридическое значение протокола по делу об административном правонарушении состоит в том, что в данном процессуальном документе: во-первых, подводятся итоги административного расследования; во-вторых, содержатся доказательства совершения правонарушения конкретным физическим или юридическим лицом; и в-третьих, дается юридическая квалификация совершенному правонарушению. Протокол по делу об административном правонарушении должен быть составлен своевременно, оперативно и уполномоченным лицом (членом избирательной комиссии, комиссии референдума, а также должностным лицом органа внутренних дел). Возложение на членов избирательной комиссии, комиссии референдума полномочий по составлению протокола об административном правонарушении должно быть осуществлено специальным решением комиссии. Согласно ст. КоАП в протоколе по делу об административном правонарушении указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности правонарушителя (о юридическом лице), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; место, время совершения и существо административного правонарушения; закон, предусматривающий ответственность за это правонарушение (со ссылкой на конкретную норму — статью или пункт статьи закона); фамилии, имена, отчества, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение правонарушителя (представителя юридического лица); иные сведения, необходимые для разрешения данного дела. Протокол по делу об административном правонарушении начинает составляться с указания — кто, когда и где составил протокол. Для указания даты достаточно отметить число, месяц и год составления. Время суток указывать не обязательно. Местом составления протокола является соответствующий населенный пункт — город, поселок, деревня. При совершении административного правонарушения в поезде или самолете, протокол составляется, как правило, по месту задержания правонарушителя. Должностное лицо, составляющее протокол, обязано полно и правильно указать свою должность — наименование должности и государственного органа, в котором замещается эта должность. При наличии у должностного лица специального звания (работники милиции), оно также указывается в протоколе об административном правонарушении. Фамилию, имя, отчество правонарушителя следует указывать полностью, не ограничиваясь указанием только фамилии и инициалов имени и отчества. Возраст правонарушителя указывается в протоколе путем простановки числа, месяца и года рождения. Особенно важно полное указание даты рождения правонарушителя, если к административной ответственности привлекается несовершеннолетний. Помимо этого в протоколе указываются и другие данные о личности правонарушителя: место жительства (фактическое или по регистрации); место работы, занимаемую должность, размер заработной платы или иных источников существования (пенсия, стипендия, пособие и др.). При указании места работы следует указать юридический адрес соответствующей организации. В протоколе обязательно указание семейного положения и числа иждивенцев правонарушителя. Если протокол составляется в отношении юридического лица, то в протоколе указывается полное официальное наименование юридического лица, присвоенное при регистрации этого юридического лица, адрес расположения юридического лица, необходимые официальные реквизиты, данные о руководителе юридического лица (его фамилия, имя, отчество). Одна из важнейших частей протокола об административном правонарушении — это описание существа правонарушения. Здесь указываются данные, важные для квалификации правонарушения. В этой части протокола указываются: дата, конкретное место и время совершения правонарушения и относительно полно описывается существо допущенного нарушения. Если административное правонарушение является длящимся, то указывается его длительность. В протоколе указываются обстоятельства, свидетельствующие о самом факте совершения правонарушения. При наличии орудий совершения правонарушения, их также необходимо указать в протоколе. В протоколе должна быть указана официальная юридическая квалификация совершенного административного правонарушения со ссылкой на конкретные нормы законодательства. Если по данному административному делу имеются свидетели и потерпевшие, то в протоколе необходимо указать их фамилии, имена, отчества и адреса. Данные о личности правонарушителя (юридическом лице), а также о свидетелях и потерпевших необходимо указывать на основании соответствующих документов, удостоверяющих личность, с указанием данных об этих документах. Таковыми могут быть: паспорт, военный билет, удостоверение водителя, свидетельство о рождении, копия акта государственной регистрации юридического лица и др. По отдельным категориям дел об административных правонарушениях может возникнуть необходимость изъятия у нарушителя предметов правонарушения (например, анонимные агитационные печатные материалы). В таком случае об этом вносится соответствующая запись в протокол. Должностное лицо, составляющее протокол об административном правонарушении, обязано разъяснить лицу, привлекаемому к административной ответственности (физическому лицу или представителю юридического лица), его права и обязанности в производстве по делу. Об этом делается отметка в протоколе. В соответствии со ст. 235 КоАП протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение (представителем юридического лица). При наличии понятых, свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее административное правонарушение, а также представитель юридического лица, в отношении которого составляется протокол, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от подписания. Отказ правонарушителя подписать протокол не влияет на дальнейший ход производства по административному делу. Однако об этом должна быть сделана в протоколе соответствующая запись. Представителю юридического лица (физическому лицу), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, копия протокола о правонарушении вручается под расписку немедленно после его составления. При составлении протокола об административном правонарушении необходимо учитывать следующие правила: 1) протокол составляется на каждого правонарушителя в отдельности; 2) протокол составляется в одном экземпляре, а в случае причинения правонарушением имущественного ущерба — в двух экземплярах. Протокол об административно-наказуемом нарушении законодательства о выборах и референдумах направляется в районный суд для рассмотрения дела о нарушении в течение суток с момента составления протокола о нарушении. См. Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме.