Разделение Властей - принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная — правительству, судебная — суду, чтобы не допустить сосредоточения всей власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. Еще древнегреческий историк Полибий (200-120 гг. до н.э.) восхищался той системой распределения власти между различными государственными органами, которая существовала в республиканском Риме. Власть в этом государстве, писал он, поделена таким образом, чтобы ни одна из ее составных частей не перевешивала другую. Значительное развитие теория Р.в. получила в средние века. Особо выделяются взгляды на государство и право английского философа-материалиста Дж. Локка(1632-1704) и французского философа-просветителя Ш. Монтескье (1689-1755). Законодательная власть (по Локку) верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти оказывают на нее активное воздействие. Обязательное условие нормального функционирования властей — законность. Локк считал, что нет таких идеальных государств, которые бы были полностью гарантированы от опасности перерождения в тиранию. Для предотвращения этого он наделяет угнетенный народ правом "воззвать к небесам". Это означает, что допускается возможность применения народом силы против несправедливой и незаконной власти. Суверенитет народа ставится гораздо выше суверенитета государства. Монтескье в широко известной работе "О духе законов" доводит теорию разделения властей до своего логического завершения. Особое значение им придается системе "сдержек и противовесов" властей. Позднее теория Р.в. получила практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что "законодательная, исполнительная и судебная власти — особые проявления единой власти народа". После этого тезис о единстве власти использовался разными силами. Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца XVIII в.; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом. Идеи теории Р.в. оказали огромное воздействие на политическое мировоззрение. Они были отражены в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным собранием Франции. В этом документе провозглашалось: "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции". Принцип Р.в. впервые и наиболее последовательно был воплощен в Конституции США 1787 г. Менее последовательно принцип Р.в. проведен в парламентарных государствах, так как в них парламенту принадлежит формальное верховенство над органами исполнительной власти. Реальные шаги к воплощению концепции Монтескье в России были сделаны лишь в начале XX в., но теоретические обоснования необходимости реализации теории Р.в. можно найти уже в работах М.М. Сперанского, М.М. Ковалевского, А.И. Елистратова, Б.Н. Чичерина. С установлением советской власти надежды сторонников теории Р.в. оказались похороненными на многие десятилетия. И в период "диктатуры пролетариата", и после провозглашения "общенародного государства" неизменным оставался постулат о полновластии Советов, объединяющих в себе законодательную, исполнительную и контрольную функции. Формальная независимость признавалась только за судом. Такие взгляды господствовали вплоть до начала 90-х гг. Первым реальным шагом к введению в СССР системы Р.в. стало учреждение в марте 1991 г. поста Президента СССР. Почти одновременно создается пост Президента РСФСР. Однако в условиях слабости гражданских институтов и практически полного отсутствия традиций демократического конституционного правления создать эффективную систему Р.в. так и не удалось. Сначала (1991 — 1993) власть Советов доминировала над исполнительной властью, опираясь на конституционные нормы о своем "верховенстве". С ликвидацией системы Советов и принятием Конституции РФ, наоборот, исполнительная власть получила явный перевес над законодательной. Тем не менее, именно в Конституции РФ принцип Р.в. получил окончательное закрепление в качестве основы конституционного строя, согласно которой "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Теория Р.в. иногда также применяется относительно Р.в. между субъектами РФ и федеральными государственными органами, принимая за основу взаимоотношений органов различных уровней власти одно из положений теории Р.в. — наделение ветвей (здесь — органов определенного уровня) власти строго определенными полномочиями. Такое Р.в. называется "вертикальным".