Разъяснение Норм Права - деятельность определенных органов и лиц с целью обеспечить правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы права во всех случаях, на. которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит Р.н.п., выделяются два основных его вида: официальное и неофициальное. Официальное Р.н.п. дается уполномоченным на то органом, формулируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы. Разъяснение в свою очередь подразделяется на нормативное и казуальное. Нормативным Р.н.п. называется официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, подчиненных (подведомственных) органу, производящему толкование и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой. Его действие зависит от правомочий органа, издавшего такое разъяснение, от юридической силы актов, в которых оно воплощается. Нормативное Р.н.п. не содержит самостоятельных правовых норм. Оно лишь устанавливает действительный смысл и сферу действия толкуемого акта, условия применения, права и обязанности субъектов права. В нормативных разъяснениях также указывается, как изменение условий, новая практика влияют на применение нормы (разумеется, в рамках закона), подпадают ли определенные новые факты под действие этой нормы и т.д. Подобные разъяснения обычно связаны с анализом значительного числа дел соответствующей категории. Нормативные Р.н.п. не имеют значения в отрыве от толкуемого акта и полностью разделяют его судьбу: его отмена или изменение должно, как правило, приводить к отмене или соответствующему изменению нормативного разъяснения. В ряде случаев нормативный акт, который на практике вызывает неясности или противоречиво применяется, официально разъясняет путем нормативного толкования сам орган, принявший этот акт (аутентичное толкование). Так, в РФ подобные разъяснения могут даваться ГД, Президентом РФ и другими правотворческими органами. Акт нормативного толкования имеет ту же юридическую силу и, как правило, аналогичную внешнюю форму, что и разъясняемый акт.
Официальное Р.н.п. может даваться особыми органами в рамках постоянных или разовых полномочий. В соответствии с ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" КС уполномочен давать официальные разъяснения положений Конституции РФ. Для судебной деятельности особенно важны разъяснения ВС РФ и ВАС по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения, будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел и являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения. Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам. В то же время они обязательны для всех иных лиц и органов, которые участвуют в судебной деятельности. Значительное внимание в них уделяется детальному определению термина или смыслового выражения, употребленного в законе, случаям распространительного и ограничительного толкования и т.д. Суды обычно ссылаются в своих решениях на отдельные пункты нормативных постановлений ВС РФ и ВАС. Однако делать подобные ссылки следует лишь в качестве дополнения к закону. Казуальным Р.н.п. называется официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом по поводу конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Казуальное Р.н.п. имеет место там, где в процессе правоприменения ставится специальная цель разъяснить норму (например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему не соответствуют закону). Казуальное Р.н.п. осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и в процессе применения права другими органами (административное толкование). Формально судебное толкование касается лишь тех судов, которые участвовали в рассмотрении дела, и осуществляется в пределах конкретного дела. Особенно большое значение имеют судебные акты, которые публикуются в специальной периодической печати. Неофициальное Р.н.п. осуществляется общественными организациями, научными и учебными учреждениями, практическими работниками и другими лицами в форме рекомендаций и советов. Его сила заключается в убедительности и авторитетности этих лиц и организаций. Одна из разновидностей неофициального Р.н.п. — материалы обсуждения и принятия законопроектов (докладная записка, доклады и прения по обсуждаемым законопроектам, протоколы и т.д.). Наконец, весьма важным видом неофициального толкования является так называемое доктринальное Р.н.п., осуществляемое наукой права (юридическими научно-исследовательскими учреждениями, учеными или их коллективами) в статьях, монографиях, научных комментариях и т.д.