Согласительная Комиссия - создаваемая двумя и более государствами, субъектами федерации, административно-территориальными единицами, органами, палатами представительного органа (парламента) комиссия для поиска пути разрешения возникших между ними разногласий. Если С. к. приходит к решению, оно — окончательно. При несогласии одной из сторон подготовленный С. к. проект решения передается создавшим ее компетентным органам. В случае окончательного разрешения разногласий принятое решение оформляется уже как решение компетентных органов.
В конституционном праве, как правило, создание С. к. предусматривается для двухпалатных представительных органов государственной власти. Например, согласно ст. 47 Конституции СССР 1936 г., в случае разногласия между Советом Союза (СС) и Советом Национальностей (СН) Верховного Совета (ВС) СССР вопрос передается на разрешение С. к., образуемой палатами на паритетных началах, т. е. с равным числом членов комиссии с каждой стороны. Если С. к. не приходит к согласному решению или ее решение не удовлетворяет одну из палат, вопрос рассматривается в палатах вторично. При отсутствии согласного решения обеих палат Президиум ВС СССР распускает ВС СССР и назначает новые выборы.
Конституция СССР 1977 г. еще больше подчеркнула совещательно-рекомендательное назначение С. к. По ст. 115, в случае разногласия между СС и СН вопрос передается на разрешение С. к., после чего вторично рассматривается палатами на совместном заседании. Если и в этом случае согласие не достигнуто, вопрос переносится на обсуждение следующей сессии ВС СССР или передается на всенародное голосование (референдум).
После создания Съезда народных депутатов СССР при реформе Конституции 1988 г. последнее положение было заменено: если при вторичном рассмотрении на совместном заседании согласие палат не достигнуто, вопрос передается на рассмотрение Съезда народных депутатов. Однако 14 марта 1990 г. эта норма была исключена из Конституции. Таким образом, если по спорному вопросу палаты не принимали согласного решения с учетом рекомендаций С. к., вопрос оставался открытым, не вызывая каких-либо организационных последствий.
Конституция РФ 1993 г. предусмотрела: в случае отклонения СФ федерального закона, принятого ГД, палаты могут создать С. к. для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению ГД. Следовательно, у С. к. есть лишь возможность давать палатам рекомендации. Состав С. к. формируется на паритетных началах. Решения принимаются С. к.раздельным голосованием ее членов от ГД и СФ; решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат. По результатам работы С. к. составляется протокол и сопоставительная таблица, содержащая предложения по преодолению разногласии. При рассмотрении предложений С. к. в ГД ею принимается решение по каждому предложению С. к.
Помимо двусторонних С. к. ГД и СФ могут создаваться и трехсторонние комиссии: когда для преодоления разногласия в них включаются лица, представляющие Президента РФ и Правительство РФ. (С. А.)