Автономная Область И Автономный Округ - национальные государственные образования в составе РФ, являющиеся политической формой, обеспечивающей малочисленным народам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока возможность их сохранения и развития. В СССР А. область, А. округ — форма административной автономии, обладающая особыми правами по устройству своей территории и установлению границ своих районов (правовой статус А. области определялся Положением об автономной области, разрабатывавшимся областью и утверждавшимся Верховным Советом РСФСР). А. область и А. округа относились к административной (национально-территориальной) автономии. До 1990 г. в состав РСФСР входило 5 автономных областей — Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская и Хакасская. При этом все они входили в состав краев. По Закону РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" все автономные области были выведены из состава краев и включены непосредственно в состав РСФСР. В последующем четыре автономные области (кроме Еврейской) провозгласили себя республиками в составе Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. созданная в 1934 г. в составе Хабаровского края Еврейская республика получила статус субъекта РФ. Считается, что сохранение этой А. области как формы национально-территориальной А. неоправданно, поскольку по составу населения она не отличается от территориальных субъектов РФ — краев и областей (евреи в Еврейской А.о. составляют 4%). Как и А. область, А. округ представлял разновидность национально-территориальной (областной, административной) автономии. Правовой статус автономных округов (до 1990 г. их было 10: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий) определялся Положением о национальных округах, принимавшимся Верховным Советом РСФСР. До 1990 г. все А. округа находились в составе краев или областей. После провозглашения государственного суверенитета России все А. округа приобрели статус национально-государственных образований — субъектов РФ. При этом Законом от 15 декабря 1990 г. А. округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав РСФСР через край, область или непосредственно (таким правом воспользовался Чукотский А, округ). Особенность А. округа заключается в том, что он представляет собой национально-государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения, это форма национальной государственности малочисленных (прежде употреблялся термин "малых") народностей и этнографических групп Сибири. А. округа обладают большой территорией при незначительной численности населения. При этом, как правило, в каждом А. округе проживает несколько народностей (ханты, манси, коми, ненцы — в Ханты-Мансийском А. округе; чукчи, коряки, ительмены и ламуты — в Корякском и т.д.). Вхождение А. округа в состав другого субъекта РФ — края или области (при этом в состав Тюменской области входят два А. округа — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий) определяет специфику и в известной мере противоречивость конституционного статуса А. округа. Отношения между такими А. округами (9 из 10 являются такими) и краем, областью, в состав которых они входят, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 66) могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти этих субъектов РФ. Конституционный Суд в постановлении от 11 мая 1993 г. по делу о проверке конституционности Закона РФ от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" констатировал, что нахождение автономного округа в крае или области не означает поглощения его территории. Постановлением Конституционного Суда от 14 июля 1997 г. по делу о толковании ч. 4 ст. 66 Конституции РФ признано, что вхождение одного субъекта в состав другого является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта, что не означает поглощения. В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах органов государственной власти края, области. В соответствии с Конституцией РФ к ведению автономной области и автономных округов относятся две группы вопросов: 1) в сфере совместного ведения РФ (такие полномочия закреплены в ст. 72 Конституции РФ) и 2) в сфере исключительного ведения субъекта РФ или в той сфере, которая находится за пределами сферы совместного ведения (такие полномочия определяются конституцией или уставом субъекта РФ). (В.Ч.)