Судебный Федерализм - принцип устройства судебной власти в федеративном государстве, связанный с приспособлением институтов судебной власти к федеративному характеру отношений между федеральным центром и составными частями федерации. С.ф. сочетается с принципом единства судебной власти, который является основой построения системы судебных органов как в федеративном, так и в унитарном государстве. С.ф. привносит существенное своеобразие в построение судебной системы. Если в унитарном государстве единство судебной власти построено на принципе централизма (на основе создания одноуровневой иерархичной структуры судебных органов), то в федеративном судебная власть организуется на основе сочетания централизации и децентрализации. При этом централизация судебной системы обусловлена необходимостью соблюдения принципов государственного суверенитета, верховенства общенациональной конституции и федеральных законов. Децентрализация же призвана отобразить устройство государственной власти, всей системы органов государства с точки зрения принципов федерализма. Действующая судебная система России в основном соответствует принципу федерализма. Однако не все субъекты РФ при построении собственных государственно-правовых систем исходили из признания закрепленного в Конституции РФ положения о том, что правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", что действующие в РФ суды (кроме конституционных или уставных и мировых судей субъектов РФ) относятся к федеральным судам и установление их полномочий, порядка образования является прерогативой федеральной власти, что судьи федеральных судов назначаются на должность Президентом РФ. В конституциях Башкортостана, Бурятии, Ингушетии, Татарстана, Тывы, Саха (Якутии) и некоторых других республик остаются неизменными положения о порядке формирования (избрания) судов общей юрисдикции и арбитражных судов высших органов государственной власти этих республик, установления их компетенции. В противоречии с федеральным правом расширяется система судебных органов. В частности, согласно ст. 142 Конституции Татарстана, законодательством республики может быть предусмотрено создание составов судов, специализированных для рассмотрения отдельных категорий дел (о несовершеннолетних, семейных и др.), подведомственных судам общей юрисдикции. В последнее время в субъектах РФ проводится значительная работа по приведению собственных правовых систем в соответствие с принципом верховенства федерального права. (В.Ч.)