Теория Разделенного Суверенитета (делимости Суверенитета) - учение, исходившее из того, что в федеративном государстве суверенную власть в равной мере осуществляют как федерация, так и ее составляющие (субъекты); соответственно суверенитет принадлежит и федерации, и субъектам, каждому в своей сфере. Идею, положенную в основу Т.р.с, обосновали в конце XVIII в. основатели американской конституции А. Гамильтон, Д. Мэдисон, А. Токвиль. Однако современный американский федерализм скептически относится к этой теории на практике. "Для американцев, — как образно заметил видный американский государствовед Б. Шварц, — штаты являются по крайней мере частью образа правления, так же как и правительство в Вашингтоне. В свете же фактов штаты — это только провинции, которым суверенитет никогда не был присущ. Но это провинции, которые, при всех их ограничениях, заключают в себе что-то магическое — как Афины и Рим, Венеция и Флоренция". Аналогичный смысл применительно к субъекту федерации вкладывается в понимание термина "суверенный" в иных федеративных государствах. Так, согласно Конституции Мексиканских Соединенных Штатов, данное государство состоит из штатов, свободных и суверенных во всем, что относится к их внутренним делам. Таким образом, мировая конституционная практика отказалась от использования термина "суверенное государство" при определении статуса субъектов федерации. В отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 г., использовавшего термин "суверенные" по отношению к республикам в составе РФ, действующая российская Конституция отказалась от использования данного термина для характеристики статуса республик. Создание Союза ССР, в котором республики были провозглашены суверенными государствами, породило сходную с Т.р.с. теорию сочетания суверенитета Союза ССР и его субъектов — союзных республик (И.Д. Левин, М.Г. Кириченко, С.С. Кравчук, Д.Л. Златопольский, И.П. Ильинский, А.И. Лепешкин и др.). На самом же деле республики фактически суверенитетом не обладали. Так, согласно союзной Конституции 1977 г. земля, недра, природные ресурсы находились в исключительной собственности Союза ССР. Сходна с Т.р.с. так называемая дуалистическая теория, обоснованная российским государствоведом начала XX в. А. Ященко в фундаментальной работе "Теория федерализма". Согласно этой теории в федеративном государстве центральная и местные власти находятся не рядом друг с другом, а друг в друге. При этом следует различать власть субъектов федерации, которые не обладают полнотой государственного суверенитета, но участвуют в образовании общего суверенитета; центральную власть союза, которая также не обладает полнотой государственного суверенитета, но тоже участвует в образовании общего суверенитета, и, наконец, общегосударственную власть, представляющую федеративное государство во всей его целостности. Последняя власть суверенна, вытекает из согласованного решения местных центральных властей. Теория дуалистического суверенитета основывалась на понимании природы самого федерализма. Исторически федерализм (родиной которого является США) зародился как дуалистический. Его сущность составляет идеал разделения власти в федеративном государстве таким образом, чтобы субъекты обоих уровней управления были независимы друг от друга и обладали самостоятельным статусом, установленным в конституции. Таким образом, концепция дуалистического федерализма строится на представлении о двойственности суверенитета в федерации — суверенитете федеративного образования и суверенитете его членов. Эта модель, ориентируемая на строгую фиксацию разделения власти между федерацией и ее субъектами, в чистом виде никогда не действовала и не действует ни в одной стране, поскольку не соответствует политическим реалиям. С течением времени дуалистический федерализм трансформировался в модель федерализма, основанную на кооперации. (В.Ч.)