Бюджет - в соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 17 июля 1998 г. форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетная система РФ состоит из Б. трех уровней: первый уровень — федеральный Б. и Б. государственных внебюджетных фондов; второй уровень — Б. субъектов РФ и Б. территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень — местные Б. (т. е. Б. муниципальных образований).
Доходы Б. каждого уровня формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Б. имеют собственные доходы, закрепляемые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими Б., а также регулирующие доходы — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в Б. субъектов РФ или местные Б. на очередной финансовый год или на долговременной основе.
Расходы Б. всех уровней разделяются на капитальные расходы и текущие расходы. Первые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, включая расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на капитальный ремонт и иные цели, связанные с воспроизводством, и др. В составе капитальных расходов может быть сформирован Б. развития. Текущие расходы — часть расходов Б., обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим Б. и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также иные расходы Б., не включенные в капитальные расходы.
Закон требует, чтобы все Б. были сбалансированными, это — важнейшее условие бюджетно-финансовой политики. Если при составлении проекта Б. выявилось превышение доходов над расходами (профицит Б.) или превышение расходов над доходами (дефицит Б.), следует принимать меры к их балансировке.
В отношении всех видов Б. действуют принципы единства и самостоятельности. Все уровни Б. должны обеспечивать учет взаимных интересов. Вышестоящие Б. могут оказывать финансовую помощь нижестоящим Б. на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности. Оказание помощи субъектам РФ из федерального Б. может быть осуществлено в таких формах, как предоставление дотаций, субвенций, бюджетных ссуд, а оказание помощи местным Б. из Б. субъекта РФ — через предоставление финансовой помощи из фондов финансовой поддержки муниципальных образований в форме субвенций, бюджетных ссуд и иных форм, предусмотренных законодательством. (С. А.)