Товарная Биржа - организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой деятельности, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Не отвечающие указанным признакам организации не могут использовать в своем наименовании слова "товарная биржа" или "биржа". Т. б. обеспечивает крупную оптовую торговлю массовыми товарами (зерно, хлопок, металл и др.) по образцам и стандартам. Иногда биржи специализируются на операциях лишь по одной группе товаров. Сделки носят срочный характер (наиболее распространенный срок — 6 месяцев), что создает возможность игры на разнице цен. Данные о биржевых ценах в виде котировок систематически публикуются в биржевых бюллетенях. Т. б. впервые появились в ХГХ в., получили широкое распространение в настоящее время как специализированные биржи. Сделки на биржах бывают трех видов: 1) с оплатой наличными, в этом случае предполагается немедленная поставка товара; 2) срочные, при которых товар должен быть поставлен по истечении определенного срока, указанного в договоре; 3) регулируемые, или так называемые сделки на особых биржевых условиях. На современных биржах продается в основном стандартизированный товар, скорее даже не сам товар, а лишь контракты на его поставку Крупнейшие Т. б. расположены в Нью-Йорке (зерновая биржа), Лондоне (биржа металлов). Первая Т. б. в России появилась в Петербурге в 1703 г, а к началу XX в. их было уже более 100. В СССР Т. б. существовали в 1921-1930 гг. Возобновили свою деятельность в конце 80-х гг. Т. б. организационно оформлена в виде ассоциации частных лиц, заинтересованных не только в получении прибыли, но и в облегчении и удешевлении торговли. За несколько столетий она прошла путь от рынка реального товара к рынку, где сделки заключаются на срок, т.е. с поставкой, товара в будущем (как без права, так и с правом перепродажи отдельных партий товара), а затем — к современной фьючерсной бирже. Если первоначально Т. б. обеспечивала лишь регулярную связь между продавцами и покупателями, то затем стала фиксировать торговые обычаи, заниматься стандартизацией товара, осуществлять котирование цен, разрабатывать типовые контракты, регулировать споры и др. Несмотря на то, что число Т. б. сократилось за последние сто лет примерно до 60, т.е. в 3 раза, они продолжают оказывать сильное влияние на международную торговлю, хотя бы по той причине, что через них реализуется до 10 % мировой товарной массы.