Торговое Право

Торговое Право - система норм права, регулирующих деятельность по продвижению товаров от изготовителей к потребителям (товарный оборот); правовая наука и учебная правовая дисциплина. Товарный оборот — часть имущественного оборота, регулируемого гражданским правом, в нормативно-содержательном отношении Т.п. представляет собой подотрасль гражданского права. Поэтому нормы гражданского права и Т.п. соотносятся как нормы общие и специальные. На отношения товарного оборота распространяются принципы гражданского права, нормы общей части и других разделов ГК, если законом не установлены специальные правила, регулирующие эти отношения. Наряду с этим особенности товарообращения регулируются совокупностью специальных законов и иных правовых актов, образующих Т.п. Возникновение Т.п. связано с развитием товарных, рыночных отношений. Начиная с XI в. в Италии, являвшейся в тот период наиболее мощным торговым узлом, формируются торговые и морские обычаи, получающие общее признание. Историю документированного Т.п. нередко ведут от Ордонанса о торговле, изданного во Франции в 1673 г. и послужившего основой Французского торгового кодекса 1807 г. Французский торговый кодекс (наряду с ГК) был рецепирован рядом европейских государств, оказав влияние на развитие Т.п. В XVIII-XIX вв. на Англию как крупнейшую торговую державу приходилась основная доля мирового товарооборота. Однако в силу особенностей правовой системы Англия не оказала значительного влияния на развитие Т.п. Гораздо большее значение имело принятие в Германии в 1861 г. Всеобщего немецкого торгового уложения (ТУ). В этот период Германия представляла собой конгломерат из десятков разрозненных образований. ТУ сыграло важную роль в формировании единого немецкого рынка, экономической консолидации страны. В 1896 г. уже в. единой Германии было издано Гражданское уложение, в которое перенесены многие положения из ТУ. Последнее (в дальнейшем переиздававшееся и уточнявшееся) действует до настоящего времени. Под влиянием успехов законодательных мер в Германии и с учетом собственных потребностей конце XIX — начале XX в. почти во всех странах Западной Европы и Японии наряду с гражданскими были приняты самостоятельные торговые кодексы. В России путь к становлению самостоятельного и систематизированного торгового законодательства был намечен Соборным Уложением 1649 г. Ряд значительных законодательных мер осуществлен при Петре I. Особенно важное значение имело издание регламентов о Коммерц-коллегии и Мануфактур-коллегии, затем — регламента Главного магистрата, который помимо вопросов городского самоуправления содержал нормы о купечестве, ярмарках, биржах, маклерах и др. В 1721-1724 гг. издаются Морской торговли регламент и Морской устав. С расширением внешнеторговых связей в 1731 г. издается Морской пошлинный регламент, в 1755г. — Таможенный устав, где имелись важные статьи о содержании измерительных приборов, ярмарочной торговле, транзите товаров. Крупные успехи в развитии Т.п. были достигнуты при Александре I. Благодаря М.М. Сперанскому Россия получила свод законов, написанных без подражания иноземному законодательству. Значение этих шагов было наиболее ощутимым в торговой деятельности, страдавшей от недостатков прежних узаконений. С начала 70-х гг. прошлого века российская торговля и промышленность переживают небывалый подъем, который сопровождается мерами по развитию и систематизации Т.п. Основным систематизированным актом являлся Устав торговли 1887 г., изданный в новой редакции в 1906 г. В нем детально регулировалась деятельность торговых товариществ и купцов, содержались административные установления о порядке торговли отдельными видами товаров, ведении купеческих книг, содержании измерительных приборов, торговых складов и помещений, другие важные положения. В советский период — в связи с идеологической линией на отказ от товарного рынка — процесс продвижения товаров от изготовителей к потребителям регулировался преимущественно планово-распределительными методами. Торговое законодательство в собственном смысле отсутствовало, положения о торговом обороте носили фрагментарный характер. С учетом потребностей развития рыночных отношений в современной РФ многие вопросы товарного оборота получили урегулирование в ГК РФ. По мере издания законов и иных правовых актов по вопросам торговой деятельности постепенно оформляется отраслевая специализация Т.п. Она закреплена, в частности, в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 февраля 1993 г. (с последующими изменениями). Резкое увеличение в последние десятилетия масштабов внешней торговли, формирование мирового товарного рынка сопровождались взрывным развитием Т.п. Это проявилось в заключении международных договоров в рамках ООН (и ее комиссий) по вопросам торговли, различных региональных соглашений, издании многочисленных документов Международной торговой палатой и другими организациями, огромного количества директив и рекомендаций Общего рынка. Соглашения государств — участников СНГ и других сообществ также служат нормативной базой внешнеторговой деятельности. Эти процессы повлекли выделение в международном частном праве относительно самостоятельного раздела — права международной торговли. Вызывает теоретические споры проблема соотношения ГК и торгового кодекса. На самом деле издание двух кодексов или регулирование товарооборота нормами ГК — вопрос законодательной традиции и техники. В таких рыночных государствах, как Италия и Швейцария, отсутствуют торговые кодексы, что, однако, не исключило необходимости принятия специальных актов, регулирующих торговые отношения. Опыт США, Германии, Японии свидетельствует о том, что издание отдельных торговых кодексов позволяет полнее и детальнее регламентировать товарное обращение, способствуя его развитию. Что касается регулирования различными кодексами однотипных отношений, то оно не может порождать "дуализма" при строгом разграничении общих и специальных норм. От "дуализма" следует отличать нередко допускаемую в торговых кодексах предметную эклектику, урегулирование в них наряду с товарообращением вопросов, не имеющих какого-либо отношения к товарному обороту; кредитные и страховые отношения, перевозка грузов и пассажиров, аренда, лизинг, обращение ценных бумаг, банковские операции и др.

Специфика Т.п. как подотрасли гражданского права определяется особенностями целей и содержания торговой деятельности, субъектного состава ее участников, объектов товарного оборота, видов договоров, используемых для регулирования торговых отношений, и другими важными моментами. В Т.п. могут закрепляться лишь существенные особенности товарного оборота. Такие особенности остаются в значительной мере неурегулированными в ГК, что ведет к отсутствию нормативной базы для нормального осуществления и последовательного развития рыночных отношений. Особенность субъектного состава Т.п. выражается в том, что участниками товарного оборота признаются лишь юридические лица и индивидуальные предприниматели. Наряду с обычными предпринимательскими обществами важное значение приобрели организации, отличающиеся своеобразием задач и положения: биржи товарные, ярмарочные комитеты (центры) торговых ярмарок, выставки-продажи, различные виды контрактных объединений. Попытки определить их организационно-правовые формы на основании общих моделей предпринимательских ("коммерческих") организаций, закрепленных в ГК РФ, привели к серьезным затруднениям, сдерживанию развития этих важных институтов товарного рынка. Круг объектов Т.п. по сравнению с объектами гражданского права ограничен. Ими выступают лишь материальные предметы, вещи. Традиционно не относят к объектам Т.п. недвижимое имущество, ценные бумаги, результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них. В силу существенной специфики не включают в торговые отношения сделки по снабжению электроэнергией, теплом, водоснабжению и т.п. Обязательственное ядро Т.п. составляют договоры о возмездной реализации товаров для предпринимательских и хозяйственных нужд: оптовой купли-продажи, поставки, закупок для государственных нужд, контрактации сельскохозяйственной продукции, оптовой мены (бартера), товарного кредита. Важную группу договоров Т.п. составляют различные посреднические договоры: оптовой комиссии, в том числе консигнации, франшизы (коммерческой концессии), торгового представительства, различные агентские договоры и др. В последние десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой значительно возросла роль договоров, обслуживающих торговлю: на проведение маркетинговых работ, создание рекламной продукции, оказание рекламных и информационных услуг, хранение на товарных складах, экспедирование и др. Некоторые из названных договоров вообще не получили закрепления в ГК РФ, ряд других договоров урегулирован крайне схематично, неполно, что создает трудности в их применении. В гражданском законодательстве не представляется возможным урегулировать их с необходимой степенью полноты, поскольку это повлекло бы значительное увеличение объемов ГК РФ. Более удобно решить эти вопросы в кодифицированном подотраслевом законе типа торгового кодекса. Т.п. в РФ призвано содействовать становлению и развитию рыночных отношений, т.е. формированию инфраструктуры (информационной, складской, тароупаковочной и др.) товарного рынка, налаживанию устойчивых торгово-хозяйственных связей между производителями и потребителями. Потребности практики обусловили развитие науки Т.п. как одной из областей цивилистической теории. Первыми научными трудами по Т.п. считаются книги итальянского профессора теологии Луки Пачоли, опубликованные в 1494 и последующие годы. В них излагались основы знаменитой итальянской бухгалтерии с ее воспринятой во всем мире терминологией, принципом баланса и ведения отчета путем двойной записи на счетах. Однако лишь в XIX в. и особенно в нынешнем столетии начинает издаваться обширная литература по различным направлениям Т.п. Современное зарубежное Т.п. опирается на мощное научное и методическое обеспечение. По заказам промышленных и торговых корпораций научными центрами и университетами проводятся разнообразные исследования. Важную роль в сближении и унификации Т.п. разных стран играют исследования, проводимые Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). В дореволюционной России исследования по проблематике Т.п. получают развитие со второй половины XIX в. Усилиями многих ученых-коммерциалистов была создана одна из самых передовых в мире школ Т.п. Россия раньше других государств оценила важность теоретической подготовки специалистов в торговой сфере и на начальных этапах даже обогнала другие государства в деле коммерческого просвещения. В 1772 г. в Москве было основано первое коммерческое училище, тогда как в Западной Европе довольствовались приемами практического обучения. В 1810 г. образуется Практическая Академия коммерческих наук. Широкое распространение получает преподавание собственно Т.п. В каждом университете образованы кафедры Т.п. В 1896 г. принят закон о коммерческом образовании. В советский период преподавание Т.п. как отраслевой дисциплины было прервано. Курс Т.п. формируется как комплексная (а не отраслевая) дисциплина, в нем рассматривается регулирование торговой деятельности нормами разных отраслей права: административного, гражданского, финансового, трудового, уголовного и др. Преподавание Т.п. в виде отраслевой юридической дисциплины под названием "коммерческое право" начато с 1992 г. на юридическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Там же образуется кафедра коммерческого права. В последующем такие кафедры возникают в других университетах и юридических вузах. Преподавание дисциплины коммерческого права ведется с учетом традиций дореволюционного российского Т.п., с использованием опыта зарубежных учебных заведений и в непосредственной связи с условиями и потребностями современной РФ.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я