Трудовое Право - в РФ и ряде других стран самостоятельная отрасль права, регулируются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией гражданами и другими физическими лицами своих способностей к труду. Предмет Т.п. включает несколько групп трудовых и тесно связанных с ними отношений, к которым, в частности, относятся: а) отношения по обеспечению занятости; б) отношения отдельных работников и трудового коллектива с работодателем, его администрацией; в) отношения организационно-управленческие; г) отношения по надзору и контролю за трудовым законодательством и охраной труда; д) отношения по подготовке кадров, профессиональному их отбору и повышению квалификации в сфере труда; е) отношения по материальной ответственности участников трудовых отношений за ущерб, причиненный той или иной стороной; ж) социально-партнерские отношения представителей работников, работодателей и органов исполнительной власти на федеральном, отраслевом, республиканском и региональном уровнях; з) отношения по разрешению трудовых споров. Метод Т.п. имеет смешанный характер. Нормы Т.п. могут быть императивными и дозволительными, но в большей мере распространены вторые. Вместе с тем Т.п. свойственны нормы рекомендательные, устанавливающие желательные образцы поведения и в силу этого обстоятельства, соотносящиеся с локальными правовыми актами или специальными нормативными соглашениями. Императивные нормы выражаются в виде либо запретов, либо предписаний. Например, запрещается применение труда женщин на тяжелых работах. В равной мере запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них пределы (ст. 161 КЗоТ). При такой форме воздействия законодателя на трудовые отношения волеизъявление сторон исключается. Необходимость государственно-властного регулирования трудовых отношений диктуется их спецификой. Дозволительные нормы предоставляют возможность регулировать поведение субъектов трудового отношения по своему усмотрению. Так, по согласованию сторон определяется трудовая функция работника, допускается совместительство и др. В структуре нормативных актов, регулирующих общественно-трудовые отношения, наука Т.п. различает правовые нормы: а) определяющие содержание этих отношений в составе всех ее элементов; б) регламентирующие отдельные виды (элементы) этих правовых отношений. Такое обстоятельство предопределило соответствующую квалификацию (она существует и в других отраслях), которая предполагает деление всех правовых норм на Общую и Особенную части. В Общую часть входят нормы, касающиеся всех общественных отношений, охватываемых Т. п.: предмет, метод и система Т.п.; основные принципы Т.п.; источники и субъекты Т.п.; правовые отношения в сфере наемного труда и др. К Общей части относятся также вопросы, касающиеся коллективных договоров и соглашений. В Особенную часть входят правовые положения и нормы, регулирующие составные элементы трудовых отношений и устанавливающие отдельные права и обязанности их участников, т.е. образующие институты: трудоустройства; трудового договора, профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров; рабочего времени и времени отдыха; нормирования труда; дисциплины труда; материальной ответственности; охраны труда; надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства. Центральным является институт трудового договора. Наиболее полно система Т.п. отражена в КЗоТ. Важнейший источник Т.п. — Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой и является правовой основой текущего законодательства. В Конституции РФ закреплены основные трудовые права граждан как субъектов Т.п. и отражены его принципы, а также законоположения, запрещающие любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и устанавливающие равенство граждан перед законом и судом (ст. 19). В ней закреплены и другие гарантии, предопределяющие содержание институтов Особенной части Т.п.: право на создание профессиональных союзов (ст. 30); право на равный доступ к государственной службе (ст. 32); право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 34); гарантии свободного творчества, преподавания (ст.44). Не менее важными являются основные трудовые права: свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда и др. Следующий" соответствии с юридической иерархией источник Т.п. образуют ФЗ и законы субъектов РФ, поскольку Конституция РФ относит трудовое законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. 1 ст. 72). Основной кодифицированный источник Т.п. общего значения — КЗоТ. По существу, он регулирует весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет отрасли "Т.п.". Первый КЗоТ, в котором получили закрепление лишь основные институты Т.п. (всеобщность труда, право на труд, запрещение эксплуатации человека человеком, охрана труда, ограничение рабочего времени и др.), был принят в 1918 г. Положения Кодекса распространялись на всех работников наемного труда и были обязательны для всех предприятий, а также частных лиц, использующих чужой труд. При переходе к мирным условиям хозяйствования, когда возросла необходимость в пересмотре действующего трудового законодательства и приведении его в соответствие с новыми экономическими требованиями производства, в 1922 г. был принят второй КЗоТ. В нем были заложены (применительно к тому времени) основные демократические принципы трудовых отношений: свобода применения труда, всемерная охрана труда и гарантии защиты трудовых прав; участие профсоюзов в установлении условий труда и т.п. Кодекс сыграл большую роль в правовом регулировании труда в России и просуществовал около 50 лет — до 1971 г. (в него вносились изменения, в ряде случаев существенные, вызванные изменением социально-экономической и политической обстановки в стране на различных исторических этапах ее развития). Действующий в настоящее время КЗоТ был принят в декабре 1971 г. (введен в действие 1 января 1972 г.). Более десятка раз в него вносились изменения и дополнения. Весьма существенные коррективы в КЗоТ были внесены Законом РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР". В основном они сводятся к следующему: а) в централизованном порядке закреплена лишь "минимальная планка" социально-правовых гарантий в трудовых отношениях, которые могут повышаться на основании коллективных и индивидуальных трудовых договоров (о продолжительности рабочего времени, компенсации работы в выходной день, продолжительности ежегодных отпусков и др.), а также в результате соглашений между органами государственного управления (отраслевыми, региональными, местными), объединениями (союзами) предпринимателей и соответствующими профсоюзными органами; б) сфера действия законодательства о труде распространена на работников предприятий с различными формами собственности; в) повышен уровень социальной защиты ряда категорий работников (несовершеннолетние, женщины и др.); г) существенно расширены возможности профсоюзов для независимой защиты своих членов и судебной защиты трудовых прав работников и т.д. Источником Т.п. служат также подзаконные акты, издаваемые Президентом РФ. Так, в Указе от 21 апреля 1993г. №471 "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации" предусмотрен ряд мер, направленных на предупреждение массовой безработицы и обеспечение трудовых прав граждан, в том числе и об установлении органами исполнительной власти (в зависимости от состояния рынка труда) допустимого уровня (предела) безработицы. Постановления Правительства РФ как источник Т.п. принимаются в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ, нормативными указами Президента РФ. В них развивается, конкретизируется, разъясняется действующее законодательство, устанавливается порядок его применения. На Минтруд РФ возложены задачи разработки и реализации единой государственной политики в области труда и социальной защиты населения (вопросы занятости, демографической, молодежной и иммиграционной политики), налаживания социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, пенсионного обеспечения и др. Правовые документы обеспечивают также правильное единообразное толкование и применение трудового законодательства. Многие его постановления представляют собой самостоятельный нормативный акт, воплощающий в деталях идею закона, указа Президента или Правительства РФ. За последние годы появились качественно новые источники Т.п. — генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, профессиональные тарифные, территориальные и иные соглашения. Они представляют собой договорные правовые акты между представителями работников и работодателей. В качестве третьей стороны в таких соглашениях может быть представлен соответствующий компетентный орган государственного управления. Локальные источники Т.п. регламентируют, как правило, социально-партнерские отношения между работниками и работодателями непосредственно на предприятиях. Примером локальных источников Т.п. могут служить получившие широкое распространение коллективные договоры и соглашения, а также правила внутреннего трудового распорядка. Локальные правовые акты как подзаконные источники права в области трудовых отношений стоят на низшем уровне юридической иерархии, имеют ограниченную сферу действия (пределы данного предприятия) и не должны противоречить законам и подзаконным актам более высокого уровня.